Аргументы ЕГЭ по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Молодое поколение, вбирающее в себя все лучшие черты своих предшественников и борющееся с пороками предыдущих поколений, влияет на формирование будущего мира. Оно занимает особое место в современном мире, так как именно за молодежью стоит будущее, и какое будет это будущее, зависит только от молодого поколения. Чтобы вести общество к лучшему будущему, современное поколение должно пользоваться опытом прошлого, не совершая тех ошибок, которые были совершены нашими предшественниками.

Художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов помогают сравнить современное поколение с предыдущими поколения, отметить присущие современному поколению черты.

«Горе от ума» - А.С. Грибоедов

Центральный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий для своего времени явился представителем настоящего, находившимся между прошлым и будущим. Неслучайно Чацкого называют представителем «века нынешнего».

Чацкий, возвращаясь в Россию, видит то, что принципы жизни общества давно уже устарели. Главный герой вступает в конфликт с фамусовским обществом не из собственного самолюбия и желания продемонстрировать собственное превосходство, он вступает в конфликт с «веком минувшим», чтобы изменить общество к лучшему. Чацкий не хочет полностью уничтожить прошлое со всеми его традициями, он хочет искоренить лишь те общественные принципы, которые мешают жить честным и порядочным людям. Чацкий выступает против чинопочитания, угодничества, лести, стремления к обретению высокого положения в обществе и стремления к материальной обеспеченности. Чацкий выступает за то, чтобы человека судили не за его социальное положение, а за личностные качества. Главный герой хочет, чтобы общество пересмотрело свое отношение к семье, любви, браку, службе, карьере, образованию, воспитанию, социальному статусу.

А.С. Грибоедов показывает, что Чацкий является представителем именно настоящего, а не будущего. В произведении Чацкий изображен как один из первых, кто понял необходимость преобразований, однако у него не получилось противостоять не готовому к общественным изменениям фамусовскому обществу, которое нарекло его сумасшедшим.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», несмотря на то что с момента ее написания прошло несколько веков, остается актуальной и в современности. Сейчас найдутся и люди, подобные Фамусову и всем представителям фамусовского общества, которые не готовы к изменениям в общественной жизни из-за страха потерять все, что у них есть, и люди, подобные Чацкому, который не только заметил общественные несправедливости, но и стал говорить о них «веку минувшему». Писатель и критик И.А. Гончаров отмечал следующее: «При резких переходах из одного века в другой – Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств – все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым...».

«Евгений Онегин» - А.С. Пушкин

Несмотря на то что роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был написан еще в первой половине XIX века, он остается актуальным и в наше время.

Центральный персонаж Евгений Онегин сначала является типичным представителем дворянства: посещает различные светские мероприятия, ухаживает за дамами, всячески подчеркивает свое положение в обществе. Однако такая жизнь Евгению Онегину быстро наскучила. То, что раньше приносило ему удовольствие, стало вызывать внутреннее отторжение. Поняв бессмысленность существования светского общества, Евгений Онегин отказался от него. Он пытается найти себя и свое предназначение, однако и жизнь в деревне, и попытки найти себя в творчестве не приносят главному герою никакого результата. Такая апатия ко всему, которая наблюдалась у Евгения Онегина, наблюдается у многих современных людей. «Русская хандра», овладевшая Евгений Онегиным, на современный язык переводится как «синдром хронической усталости» – довольно известный диагноз. Как и Евгений Онегин, многие современные люди пытаются найти себя в чем-то новом, но быстро устают от этого. Они приходят к тому, что им больше ничего не интересно, у них отсутствуют какие-либо планы и жизненные цели. Такие люди не могут обрести смысла собственной жизни, как это не удалось сделать и Евгению Онегину. «Лишних людей», подобных Евгению Онегину, можно найти и в современной жизни.

Хоть дворянства как класса в современном обществе давно уже нет, но до сих пор есть люди, которые за внешней красотой, пышностью и величием жизни скрывают пустое, бессмысленное и безнравственное существование. Часто люди нашего времени уверены в том, что они живут прекрасной жизнью, полной смысла, однако они не живут, а просто существуют, удовлетворяя все самые низменные человеческие потребности.

В романе в стихах А.С. Пушкина показано огромное значение общественного мнения. Общество то принимает Евгения Онегина, то отвергает его. В современном мире общественное мнение также занимает важное место, хоть и многие пытаются это отрицать. Если человек похож на окружающих, он легко принимается обществом, если же человек чем-то непохож на окружающих, то общество может его не принять. Современное общество, как и во времена Евгения Онегина, оказывает огромное воздействие на отдельную личность, заставляет мыслить шаблонно и стереотипно.

«Что делать?» - Н.Г. Чернышевский

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» главными героями становятся так называемые «новые люди», которые выступают за необходимость общественных изменений. К ярким представителям «новых людей» относятся Вера Павловна Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов.

В романе «новые люди» противопоставляются «старым людям», яркими представителями которых являются мать Веры Павловны Марья Алексеевна и семейство Сторешниковых. Н.Г Чернышевский показывает, что «старые люди» не стремятся к изменениям в обществе, их устраивает косный образ жизни, который позволяет им держаться на плаву. «Новые люди» бунтуют против тех традиций и предрассудков прошлого, которыми живут «старые люди». Они выступают против деления людей на тех, кто занимает высокое положение в обществе, и тех, кто занимает низкое положение в обществе; они выступают за права женщин.

Н.Г. Чернышевский показывает, что появление «новых людей» среди «старых людей» неудивительно. Настоящее, выраженное такими героями, как Вера Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов, сменяет прошлое. В романе показано стремление «новых людей» к лучшему будущему. Мысли об идеальном будущем раскрываются в романе «Что делать?» с помощью аллегорических снов Веры Павловны Розальской. Мир идеального будущего представляет собой мир общественной гармонии, где все люди равны между собой, вне зависимости от пола и социального положения, где все люди имеют права и свободы. Н.Г. Чернышевский выражает мнение о том, что «новые люди» способны привести общество к идеальному будущему. В романе четко выражена мысль о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.

Появление в повествовании Рахметова как типа «особенного человека» говорит об авторской позиции: «новые люди», которые уже сменили «старых людей», должны дорасти до уровня «особенных людей», которые бы жили в уже реально созданном идеальном мире, который отображен во сне Веры Павловны.

Роман Н.Г. Чернышевского заставляет задуматься не только над современным писателю обществом, но и над сегодняшним временем. «Что делать?» учит тому, что современное поколение должно бороться с пороками и несправедливостями прошлого и делать все возможное, чтобы привести общество к лучшему будущему. «Новые люди», которые не готовы стоять на месте и всегда двигают общество вперед, существуют и в современном мире.

«Конь с розовой гривой» - В.П. Астафьев

Особенностью повествования в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» является то, что рассказчик вспоминает события из своего детства. Читатель имеет возможность сравнить героя-мальчика из написанного в 1963 году рассказа с современными школьниками.

Сюжетная основа рассказа довольно проста: мальчик Витька под влиянием Левонтьевских ребят съедает собранную для бабушки землянику, набивает туесок травой, наверх посыпая ягоду, а для того, чтобы Санька не рассказал о данном поступке бабушке Витьки, для Саньки главный герой ворует у бабушки калач.

Данные сюжетные особенности позволяют сделать вывод о том, что Витька был мальчиком ведомым. Он с легкостью повелся на провокации Левонтьевских ребят, сделал то, что они сказали. В поведении Витьки со своими сверстниками отражено поведение многих современных школьников, которые пытаются что-то доказать другим ребятам. Желая показать себя своеобразным бунтарем в лице Левонтьевских ребят, Витька вступает в конфликт с собственным внутренним миром, основанном на принципах доброты. Современные школьники также пытаются выполнить все задания своих сверстников, чтобы показать себя. Многие, как и Витька, выполняют просьбы своих сверстников, при этом осознавая, что эти поступки будут безнравственными. Проблема влияния одних ребят на других, поднимающаяся в рассказе, актуальна для современного общества. Часто дети, воспитывающиеся не в соответствии с нравственными принципами, становятся лидерами школьников, многие из которых по натуре своей являются добрыми и отзывчивыми людьми, которым не характерны те поступки, которые от них просят лидеры.

Центральными в повествования являются внутренние переживания мальчика Витьки. Он понимает, что совершил несколько неправильных поступков. Ночью Витька не может заснуть из-за того, что думает о том, что дважды обманул свою бабушку. Ему стыдно за то, что вместо земляники он принес туесок с травой, который бабушка понесла на продажу. Его тяготит и то, что он своровал у бабушки калач. Воровство и вранье терзают душу Витьки, в нем просыпается совесть. Современные школьники тоже часто совершают необдуманные поступки, а потом жалеют о содеянном. Те внутренние переживания, которые испытывал Витька, испытывали многие современные школьники.

«Уроки французского» - В.Г. Распутин

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» поднимается большое количество социальных проблем, поэтому произведение является актуальным и на сегодняшний день. Те поступки, которые совершают герои рассказа, могут найти отражение и в современном обществе.

Учительница Лидия Михайловна, видя, что живущий вдалеке от своей матери мальчик-рассказчик голодает, бескорыстно помогает ему. Героиня не только подтягивает знания рассказчика по французскому языку, прививая ему любовь к школьному предмету, но и помогает в материальном плане. Сначала Лидия Михайловна кормит мальчика-рассказчика после индивидуальных занятий, а затем, когда он отказывается от «подачек» учительницы, она начинает играть с ним в «замеряшки», преследуя цель дать мальчику денег на пропитание. Поступок Лидии Михайловны совершенно бескорыстен, она искренне хочет помочь мальчику, несмотря на тяжелое положение в стране, которое не могло не сказываться и на самой главной героине. На то, что Лидия Михайловна, которую уволили за игру в «замеряшки» с учеником, была искренна в своих намерениях, указывает то, что Лидия Михайловна не держит на рассказчика зла и даже отправляет ему яблоки, которые мальчик никогда не ел. Сравнивая образ Лидии Михайловны и современных людей, можно сказать о том, что в нашем обществе есть люди, подобные Лидии Михайловне. Они способны увидеть проблемы окружающих людей, поддержать их, от чистого сердца помочь им, даже если ради этого придется чем-то пожертвовать.

Но сравнение героев рассказа В.Г. Распутина с современниками можно построить и по другим нравственным качествам. Директор школы Василий Андреевич, увидев игру Лидии Михайловны и рассказчика в «замеряшки», даже не выслушал учительницу, не дал ей возможности объяснить свой поступок, сразу же назвав Лидию Михайловну преступницей. Василий Андреевич, отличающийся своим деспотичным руководством школой, уволил Лидию Михайловну, лишив школу хорошего педагога, который не только отлично знал свой предмет, но и поддерживал школьников. К сожалению, таких равнодушных и жестоких людей, подобных Василию Андреевичу, в современном мире много. Если бы описанная в рассказе ситуация произошла бы в современной реальности, многие бы люди оценили ее поверхностно, не вдаваясь в подробности и не желая отвечать на вопрос, почему учительница совершила такой поступок. Многие современные люди забывают о том, что человеком нужно оставаться в любой жизненной ситуации.

«На дне» - М. Горький

Пьеса М. Горького «На дне», написанная в 1904 году, остается актуальной по сей день.

В центре повествования находятся люди, находящиеся на так называемом «дне жизни». Встреча пьяниц, убийц, воров, картежников, шулеров, безработных, женщин с тяжелыми судьбами происходит в ночлежке, которая становится для ее обитателей настоящей тюрьмой. Оказываются «на дне» ночлежники из-за внешних обстоятельств и во многом из-за собственных действий. К сожалению, в наше время тоже немало людей, которые оказываются в тяжелых жизненных условиях, когда у них нет ни средств к существованию, ни жилья, ни документов, ни близких людей, которые бы их поддержали. В современном мире существуют те самые жители «дна», которые нашли отражение в горьковской пьесе. Причем, как и герои пьесы «На дне», многие люди приходят к бедственному положению разными способами. Некоторые из современных людей «дна», как и ночлежники М. Горького, все еще пытаются изменить свою жизнь, но у них ничего не получается, другие мирятся со своими несчастьями, будучи уверенными, что общество не даст им шанса на возрождение.

Наблюдается и царствование так называемых «хозяев жизни». Костылев и его жена Василиса стремятся получить от жизни все возможное, и у них это неплохо получается благодаря своим связям. «Хозяева жизни» чувствуют свое превосходство над ночлежниками, хотя на самом деле в нравственном плане они оказываются наравне или даже хуже жителей управляемой ими ночлежки. В них нет ни капли доброты и милосердия, они не способны к состраданию и самопожертвованию, не способны понять чужие проблемы и несчастья. Они привыкли делать только то, что принесет пользу лично им, не заботясь о судьбах других людей, даже о судьбах своих близких. Их главной жизненной ценностью становится обретение социального и материального положения. Они готовы пойти по головам окружающих людей, включая и родных и близких, чтобы добиться своих корыстных целей. Такие эгоистичные, занимающие высокое положение в обществе, но на самом деле ничего из себя не представляющие люди существуют и в современном мире.

В пьесе М. Горького звучит актуальная по сей день мысль: в том, что кто-то является «хозяином жизни», а кто-то – человеком, оказавшимся на «дне жизни», виновато само общество, которое делит людей по социальному и материальному признаку.

«Дикий помещик» - М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», написанная еще в XIX веке, не теряет актуальности и в наши дни, несмотря на то что социальных классов помещиков и крестьян, о которых идет речь в повествовании, давно уже нет. Сказка заканчивается словами о том, что главный герой жив по сей день.

М.Е. Салтыков-Щедрин показывает в своем произведении два ярких явления: вседозволенность дикого помещика и бесправность крестьян. Описанные в сказке взаимоотношения между помещиками и крестьянами в современном мире представлены как взаимоотношения между богатыми людьми, имеющими влияние в обществе, и бедными людьми, не обладающими влиянием в обществе. Богатые и влиятельные люди часто оказываются безнаказанными, а бедные люди, занимающие в обществе низкое положение, не способны отстоять свои права и свободы. Причем часто люди, считающие себя лучше других, не понимают, насколько сильно изменится их жизнь, если исчезнут все те, кого они презирают, как это произошло с глупым помещиком, решившим избавиться о крестьянских мужиков. Помещик Урус‑Кучум‑Кильдибаев совершенно беспомощен без крестьян, из-за отсутствия в имении крестьян из человека главный герой превращается в дикое животное. В сказке выражается актуальные по сей день мысли: каждый слой населения занимает в обществе определенное место, выполняя при этом определенные общественные функции; если насильно избавиться от одного социального слоя, изменится жизнь всего общества, причем изменится к худшему.

Неоднозначно представлены в повествовании крестьянские образы. С одной стороны, они терпят свое бесправие, мирятся со вседозволенностью и безнаказанностью помещиков, не вступая в бунт против общественной несправедливости. С другой стороны, власти находятся на стороне помещиков, всячески покровительствуя им, а права и свободы крестьян никем не защищаются, они оказываются совершенно бесправными людьми. К сожалению, такие явления можно наблюдать и в современности.

Давая помещику Урус‑Кучум‑Кильдибаеву отрицательные характеристики и находясь на стороне героев-крестьян, М.Е. Салтыков-Щедрин выражает мысль о том, что главный герой как типичный представитель помещичьего класса не имеет права притеснять крестьян. На современный язык эту мысль можно переформулировать следующим образом: все люди равны между собой, поэтому никто не имеет права ограничивать другого человека в его правах и свободах.

«Вишневый сад» - А.П. Чехов

Интересна позиция А.П. Чехова, демонстрирующего в пьесе «Вишневый сад» представителей прошлого, настоящего и будущего, по отношению к представителям настоящего.

С помощью раскрытия образов жизни и мировоззрения Любви Андреевны Раневской, Леонида Андреевича Гаева и Фирса, А. П. Чехов выражает мысль о необходимости общественных изменений. Привыкшие жить на всем готовом, получая от жизни лишь удовольствия, Раневская и Гаев не хотят прощаться со старыми порядками, которые, по их мнению, являются идеальными. Герои не хотят прощаться с вишневым садом, который символизирует их беспечную жизнь. Раневская, Гаев и слуга Фирс пытаются бороться с приближающими переменами, однако у них ничего не выходит. Демонстрируя, что вишневый сад был продан за долги, А.П. Чехов показывает, что поколение Раневских и Гаевых уже изжило себя, настало время общественных изменений.

Казалось бы, настоящее в лице Лопахина уже сменило прошлое в лице Раневской и Гаева. Но чувствует ли писатель радость от такой смены «властителей»? Лопахин, который советовал Раневской сдавать вишневый сад под дачи, покупает бывшее имение дворян и действительно планирует вырубить вишневый сад, чтобы построить там дачи для сдачи. А. П. Чехов не отрицает положительных качеств Лопахина, но подчеркивает свойственный ему капиталистический подход к развитию страны. Автор пьесы выражает мысль о том, что общественная жизнь, где управляют Лопахины, будет не менее трагичной, чем общественная жизнь, где управляли Раневские и Гаевы.

А.П. Чехов демонстрирует не только конфликт прошлого и нового, в повествование добавляются образы героев будущего. Петя Трофимов и в особенности Аня готовы бороться за еще лучшее будущее. Понимая необходимость общественных преобразований, представители будущего были не против продажи имения, но для них этого мало, они готовы двигаться еще дальше. С помощью слов Ани выражается мысль о том, что представители будущего собираются посадить новый вишневый сад, который будет лучше предыдущего, который оказался вырубленным Лопахиным.

А.П. Чехов показывает, что представители настоящего вырубают вишневый сад, символизирующий в повествовании всю Россию. Отсюда видна авторская позиция: господство Лопахиных не приводит писателя в восторг. Это помогает современному читателю сделать вывод о том, что часто в попытках изменить общество представители настоящего искореняют абсолютно все оставшееся от их предков, что помогло бы в дальнейшем общественном развитии.

«Последний срок» - В.Г. Распутин

Написанная в 1970 году повесть В.Г. Распутина «Последний срок» не теряет своей актуальности и в наше время. Между героями и событиями распутинского произведения и современностью можно найти много общего.

Сюжетная основа повести довольно проста: старуха Анна, стоящая на пороге смерти, ждет для прощания своих пятерых детей. Сын Михаил живет вместе с Анной, которая мечтает, что к ней приедут сын Илья, дочери Варвара, Люся и Таньчора. Любимица Анны Таньчора даже не приезжает к матери, а приехавшие Илья, Варвара и Люся боятся признаться себе в этом, но ждут, когда их мать отойдет в мир иной. Когда приехавшие дети понимают, что матери стало лучше, они уезжают. Ночью старуха Анна умирает.

В повести особое место играет проблема отношения детей к своим родителям. В.Г. Распутин показал, что дети старухи Анны равнодушны к ее жизни, они редко приезжают к ней и даже редко отправляют письма. Дети приезжают к ней лишь тогда, когда старуха Анна находится на грани жизни и смерти, причем даже не все дети находят время и желание приехать к умирающей матери. Писатель показывает, что сама судьба дает детям возможность провести со своей матерью «последний срок», однако дети не пользуются этой возможностью. Они ссорятся друг с другом и думают лишь о том, как бы поскорее уехать домой, чтобы заняться своими делами. Ситуация, описанная в повести В.Г. Распутина, находит отражение и в современной жизни, когда люди настолько эгоистичны, что думают лишь о собственных интересах, забывая о тех, кто их родил и воспитал.

Повесть «Последний срок» заставляет современных читателей задуматься над тем, что люди часто тратят свою жизнь на те вещи, которые имеют не такое большое значение, как общение со своими родными и близкими. Как и дети старухи Анны, многие люди думают о работе, забывая при этом про своих близких, общение с которыми, к сожалению, ограничено временем. Братья и сестры, встретившиеся в доме своей матери, не могут найти общий язык друг с другом, потому что главной жизненной ценностью для них становится далеко не семья. Героев повести В. Г. Распутина можно сравнить с современными людьми, для которых семейные ценности часто отходят на второй план. Часто люди все свои силы и все свое время бросают на пустые дела, думая о том, что время на семью они всегда найдут, но обычно время на общение с близкими истекает в неожиданный момент, и люди начинают жалеть о том, что не заботились о своих родных и близких, когда это было возможно.

«Кусака» - Л.Н. Андреев

Поднятые в написанном в 1901 году рассказе Л.Н. Андреева «Кусака» нравственные и социальные проблемы находят отражение и в современности.

Демонстрируя жестокость людей по отношению к собаке Кусаке, Л.Н. Андреев поднимает важную для сегодняшнего дня проблему взаимоотношений между человеком и животным. Нередко некоторые люди жестоко обращаются с животными, не задумываясь над тем, что у них тоже есть душа. В рассказе показано, что добрую по природе своей собаку окружающие люди начинают избивать, кидать в нее камни, обзываться. Семья девочки Лели оставила Кусаку на даче, даже не позаботившись о том, чтобы за ней кто-то ухаживал. В рассказе выражена мысль, которая в дальнейшем стала афористичной: «Мы в ответе за тех, кого приручили». С животными нельзя обращаться так, словно они неживые игрушки, которые можно в любой момент выбросить.

Можно сказать о том, что образ собаки Кусаки в рассказе является аллегоричным. Той самой Кусакой может быть любой современный человек, которого общество может в любой момент как принять, так и отторгнуть. Из-за негативного отношения к собаке она из доброго существа превратилась в жестокое. Любовь приютившей семьи согрела ее, она стала прежней. С помощью сюжета Л.Н. Андреев заставляет читателя задуматься над тем, что станет с собакой, которую предали ставшие ей близкими люди. С ситуацией, с которой столкнулась Кусака, может столкнуться любой человек: от других людей он может получить как позитивные, так и негативные эмоции, которые не могут не сказаться на его личности. Из рассказа современный читатель может вынести следующий урок: нельзя зависеть от других людей, ведь в любой момент они могут предать, за собственную жизнь нужно уметь бороться в одиночку, чтобы не рассчитывать на помощь тех, кто эту помощь может не оказать.

Л.Н. Андреев показывает, что человека нельзя судить по обложке. Девочка Леля и ее семья были на первый взгляд людьми добрыми, так их называет сам автор в повествовании. Они приютили Кусаку, давали ей кров и пищу, играли с ней и заботились о ней. Однако когда пришли холода, семья Лели отказалась брать Кусаку с собой в город, потому что собака была не породистая. Они буквально оставили Кусаку умирать без еды, жилья и заботы. Добрые на первый взгляд люди оказались эгоистичными, не задумывающимися о чужом существовании людьми, которые даже не почувствовали угрызений совести, оставив Кусаку.

«Три товарища» - Э.М. Ремарк

В основе романа Э.М. Ремарка «Три товарища» лежат судьбы людей, принимавших участие в Первой мировой войне. Несмотря на то что в центре внимания находится прошлое, роман не теряет актуальности и в современности.

В романе «Три товарища» ярко выражена мысль о том, что люди, которые участвовали в войне, видя страшные картины ранений и гибели товарищей и близких, являются представителями так называемого «потерянного поколения», названного так, потому что люди не имели возможности жить нормальной жизнью, так как были вынуждены постоянно вспоминать свое участие в жестокой и кровопролитной войне; будущего для «потерянного поколения» не было, так как они не смогли реализоваться в жизни из-за того, что им пришлось участвовать в войне. К сожалению, представителей «потерянного поколения» можно встретить и сейчас. Выжившие участники локальных сражений, возвратившись домой, не могут найти свое место в жизни. Сравнительно недавно, в 1990-е годы по мотивам романа Э. М. Ремарка «Три товарища» в России был снят фильм «Цветы от победителей», в котором действие происходит в России конца XX века. В данном фильме отражены события Афганистана, участникам которых, столкнувшись со страшными картинами, удалось выжить, но вернуться к прежней жизни было очень проблематично. Роман Э. М. Ремарка будет актуальным до тех пор, пока в мире будут возникать споры, межнациональные конфликты, которые ломают судьбы участников этих событий.

Людей, которые не могут найти свое место в жизни, в современном мире много, это явление связано не только с участием в локальных войнах. К сожалению, в наши дни все большее возникновение безработных людей, людей без определенного места жительства становится в пределах нормы. Часто у таких людей нет возможности изменить свое нищенское существование, будущее для них «потеряно», как и «потеряно» настоящее. Многие люди не могут реализовать свои способности из-за отсутствия материальных средств и связей, которые, к сожалению, так необходимы в современном мире.

В романе Э.М. Ремарка, в котором отображены реальные исторические события, о которых писатель знал лично, выражена мысль о необходимости сохранения исторической памяти, чтобы все последующие поколения не забывали прошлое и учились на его ошибках.

«Цветы для Элджернона» - Д. Киз

Написанный в 1959 году роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» является актуальным до сих пор, так как в нем поднимаются многие социальные проблемы.

Центральным персонажем романа является Чарли Гордон. С рождения он является умственно отсталым человеком. В 32 года Чарли Гордон соглашается на научный эксперимент по повышению интеллекта. В процессе научного эксперимента Чарли Гордон ведет отчеты, в которых прослеживаются происходящие изменения.

В отчетах Чарли Гордон делится воспоминаниями из прошлого; когда только начинается повышение интеллекта, Чарли Гордон делится ситуациями из своей жизни. Автор показывает, что окружающие люди смеются над Чарли Гордоном, издеваются над ним ради забавы и жестоких шуток. Будучи еще человеком умственно отсталым, Чарли Гордон не понимал, что люди смеются над ними, он искренне считал всех окружающих его людей друзьями. В романе поднимается актуальная и в наши времена проблема взаимоотношений умственно отсталых людей с окружающим миром. Часто умственно отсталые люди оказываются непонятыми обществом, их презирают, унижают, смеются над ними, даже не задумываясь над тем, что чувствует человек.

С каждым днем повышая свой интеллект до уровня гения, Чарли Гордон постепенно отгораживается от современного ему общества. Он больше не хочет быть для окружающих людей клоуном и грушей для битья, теперь он осознает, что то, что он раньше считал дружбой, таковой не является. С каждым днем повышения интеллекта Чарли Гордон все больше осознает, что он намного умнее всех тех, кто раньше издевался над ним. Он вновь обретает одиночество, которое гений Чарли Гордон, в отличие от умственно отсталого Чарли Гордона, в данном случае прекрасно осознает. Получается, что оказываются непонятыми обществом как люди с умственной отсталостью, так и гениальные люди. К сожалению, такое явление присуще и современному обществу, где люди, которые не похожи на среднестатистических людей, не могут найти общий язык с окружающими.

Д. Киз показывает, что Чарли Гордон не мирится с общественными несправедливостями. Если бы новый интеллект Чарли Гордона не был подвержен регрессии, возможно, он бы вступил в борьбу с общественной безнравственностью. Но интеллект Чарли Гордона уменьшается, герой вновь становится тем, кем был раньше.

Таким образом, современное поколение должно быть неотделимым от прошлого, чтобы, формируя будущее, не совершать ошибок своих предшественников и вбирать в себе все лучшие свойства и качества предыдущих поколений.