Аргументы ЕГЭ по направлению «Разговор с собой»

Обладает ли уникальностью внутренний мир каждого человека? Что значит «быть самим собой»? Важно ли знать о своих сильных и слабых чертах характера? Почему человек вступает в конфликт с самим собой и каковы могут быть результаты внутреннего разлада? Что такое смысл жизни и нужно ли стремиться человеку найти себя и свое предназначение? Нужна ли человеку совесть, помогает ли она ему вынести из определенной ситуации жизненные уроки? Часто человек задает себе эти и другие вопросы, пытаясь найти на них ответы.

На эти же вопросы пытаются найти ответы в своих художественных произведениях отечественные и зарубежные писатели, поэты и драматурги.

«Отцы и дети» - И.С. Тургенев

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировано столкновение теории нигилизма центрального персонажа Евгения Базарова и реальной действительности. Особое внимание в повествовании уделяется внутреннему конфликту главного героя.

Причисляя себя к нигилистам, Евгений Базаров занимается отрицанием всех общепринятых общественных ценностей. Он считает бессмысленным искусство, которое «гроша медного не стоит», не видит красоты природы, которую называет мастерской для человека, и отрицает любовь, считая ее чепухой, которую придумали романтики.

И.С. Тургенев развенчивает нигилистические взгляды Евгения Базарова, сталкивая их с реальной жизнью. Писатель проводит своего героя через испытания самой жизнью. То, во что верил главный герой, оказывается невозможным в жизни.

Отрицая любовь, Евгений Базаров влюбляется в Анну Одинцову. Сначала герой пытается противиться возникающим чувствам, потому что понимает, что если он признается в том, что влюблен, это будет означать признание неверности своих убеждений. И.С. Тургенев показывает, что Евгений Базаров вступает в конфликт с самим собой. Он пытается убежать от самого себя. Базаров мучительно пытается сохранить веру в собственную теорию, однако все же он мирится с любовными чувствами. Испытание любовью становится в жизни центрального персонажа определяющим моментом, меняющим мировоззрение. Встреча с Анной Одинцовой заставляет Евгения Базарова размышлять и терзаться сомнениями по поводу нигилистических воззрений.

Перед смертью Базаров просит вызвать Одинцову для того, чтобы признаться ей в любви. То, что Евгений Базаров меняет свое отношение к той жизненной ценности, которую отрицал больше всего, показывает внутренние противоречия главного героя. Несомненно, Евгений Базаров, теория которого столкнулась с жизнью, продемонстрировавшей несостоятельность нигилистических воззрений, провел не один разговор с самим собой. Евгений Базаров, столкнувшийся с противоречиями теории и жизни, начинает осознавать, что его взгляды на жизнь терпят поражения. Встреча с Анной Одинцовой, возникновение и развитие к ней любовных чувств заставляют Базарова найти себя настоящего, ведь на самом деле он оказался тем человеком, которого он презирал, когда причислял себя к нигилистам. И.С. Тургенев показывает, что любовь помогла Евгению Базарову обрести себя, хоть это и произошло слишком поздно, почти перед самой смертью героя.

«Война и мир» - Л.Н. Толстой

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» поднимается проблема поиска смысла жизни. Одним из персонажей, ищущим себя и свое предназначение, является Андрей Николаевич Болконский.

Читатель, знакомясь с образом князя Андрея, узнает, что герой является представителем светского общества. Однако Андрея Болконского тяготит это общество, он считает его пошлым и пустым. Жизнь среди праздно существующих, а не живущих настоящей жизнью людей мучила Андрея Болконского.

Понимая, что жизнь в светском обществе не приносит ему никакого удовлетворения от жизни, князь Андрей отправляется на войну, на которой, как казалось герою, и была настоящая жизнь. Андрей Болконский с восторгом смотрит на личность Наполеона и мечтает о том, чтобы найти «свой Тулон». Оказавшись на войне 1805 года, Андрей Болконский мечтает о подвигах и славе. Однако в битве под Аустерлицем героя ранят, когда он лежа смотрит на небо Аустерлица, он понимает бессмысленность, жестокость и ничтожность войны, которую раньше он идеализировал. Меняет отношение Андрея Болконского и к личности Наполеона.

После Аустерлицкой кампании князь Андрей «твердо решил никогда не служить более в военной службе», теперь вместо войны он выбирает мир. Герой думает о том, что смысл жизни заключен в естественности, в любви к семье, дому и природе. Теперь Андрей Болконский живет спокойной жизнью, заботясь о новорожденном сыне, оставшемся без матери.

Однако вскоре он предпринимает новую попытку найти себя. Андрей Болконский пытается найти смысл жизни в общественной деятельности, а также в любви к Наташе Ростовой. Но и эти попытки найти собственное предназначение оказываются тщетными: князь Андрей разочаровывается в Сперанском и общественной деятельности, которой занимался, рушится его счастье с Наташей Ростовой, изменившей ему с Анатолем Курагиным.

От полного разочарования в жизни Андрея Болконского спасает участие в Отечественной войне 1812 года. Представления о смысле войны 1812 года кардинальным образом отличаются от представлений о смысле войны 1805 года. Теперь главной целью героя становится защита Родины от врага. Андрей Болконский стремится совершить подвиг не ради собственной славы, а во имя Родины.

В романе показано, что Андрей Болконский ищет собственное «я», несколько раз переоценивает свои интересы и жизненные ценности. Л. Н. Толстой, показывая, что после долгих и мучительных поисков себя князь Андрей все же находит собственное предназначение, выражает мысль о необходимости самопознания.

«Герой нашего времени» - М.Ю. Лермонтов

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поднимается проблема самопознания. Центральный персонаж Григорий Александрович Печорин находится в постоянных поисках себя и смысла жизни. Центральное место в романе занимают не происходящие события, а внутренняя жизнь Печорина, его рассуждения, думы и потребность анализировать собственные чувства и переживания.

Печорин, воспитывавшийся в богатой семье и привыкший к тому, что он имел все, что хотел, признается в том, что он, вышедши из родительской опеки, «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти опротивели». Печорин чувствует отторжение к тому обществу, в котором он находится.

Композиция романа выстроена так, что сначала главный герой воспринимается как равнодушный, черствый и жестокий человек, потому что повествование строится не от лица Печорина; когда же повествование начинает вестись от лица Печорина, читатель видит все внутренние терзания и переживания главного героя. Такие композиционные особенности помогают обратить особое внимание на внутренний мир главного героя. Печорин задумывается о своих сильных и слабых сторонах, обладая способностью видеть как положительные, так и отрицательные черты своего характера. Печорин четко осознает, что он является эгоистичной натурой, которой нет дела до чувств окружающих людей. Повествование от лица самого Григория Печорина становится настоящей исповедью, в которой герой рассказывает о всех своих недостатках и пороках, увидеть которые может не каждый человек. М.Ю. Лермонтов не делает образ Печорина развивающимся и динамичным, характер героя сложился однажды и никогда больше не претерпевал изменения, читатель лишь с каждой главой открывает для себя новые стороны Печорина, о которых не говорилось ранее.

М.Ю. Лермонтов показывает, что центральный персонаж романа наполнен потребностью к самоанализу. На протяжении всего повествования он находится в борьбе против самого себя. Как отмечает знаменитый отечественный критик В.Г. Белинский, Печорин вместил в себя две сущности, одна из которых совершает определенные действия, а другая оценивает поступки первой.

В романе показано, что Печорин пытается найти то, что даст ему смысл жизни, однако найти себя Печорину все же не удается, и сам Печорин это прекрасно понимает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. Я не угадал своего назначения».

«Гранатовый браслет» - А.И. Куприн

В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» поднимается проблема смысла жизни.

Смыслом жизни Желткова становится любовь к Вере Шеиной. Целых восемь лет Желтков испытывал к Вере Шеиной искреннее любовное чувство. Однако Желтков не мог быть с любимой женщиной из-за социального неравенства: Желтков в противоположность Вере Шеиной занимал низкое положение в обществе. А.И. Куприн показывает, что Желткова не останавливает то, что его чувства не взаимны. Герой счастлив лишь потому, что он может видеть Веру Шеину. Благополучие любимой женщины становится для него самым главным, этим Желтков отличается от остальных персонажей-представителей светского общества, для которых важнее всего были социальный статус и материальные средства. Своим жизненным предназначением Желтков считает служение любимому человеку. Автор показывает, что ради Веры Шеиной Желтков готов пожертвовать всем, что у него есть, даже жизнью. В повести «Гранатовый браслет» показано, что смысл жизни «маленького человека», которым можно назвать Желткова, оказывается нравственнее представителей светского общества, отличающегося пошлостью и пустотой.

А.И. Куприн показывает, что Вера Шеина – представительница светского общества, смыслом ее жизни является не любовь. Героиня ощущает себя счастливой, однако те любовные чувства, которые были между Верой и ее супругом Василием Львовичем, уже давно угасли и больше стали «прочной, верной, истинной дружбой».

Узнав о том, что Желтков совершил самоубийство, Вера Шеина поняла, что смысл жизни заключен в искренней, бескорыстной, самоотверженной и жертвенной любви. А.И. Куприн показывает, что самоубийство Желткова становится причиной внутренних изменений Веры Шеиной. Только сейчас героиня осознала, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Вера Шеина поняла, что именно Желтков обладал тем благородным и жертвенным любовным чувством, о котором она когда-то мечтала. В знак благодарности человеку, который помог ей понять истину, пусть и после своей смерти, Вера Шеина приходит проститься с погибшим Желтковым, целует его в губы и слушает ту сонату, о которой говорит Желтков в своем прощальном к ней письме. Фактически весь рассказ «Гранатовый браслет» посвящен душевному пробуждению Веры Шеиной, осознанию героиней подлинной роли чувства любви в человеческой жизни.

«Бесприданница» - А.Н. Островский

В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» особое внимание уделяется внутреннему миру главной героини Ларисы Огудаловой.

Будучи девушкой бедной, Лариса Огудалова понимает, что причиной ее несчастья становится то, что она является бесприданницей. К Ларисе Огудаловой приходит четкое осознание несправедливостей общества, которое стоит на стороне богатых и влиятельных людей, не позволяя ей получить в жизни то, что она действительно заслуживает. Размышляя об общественной несправедливости, Лариса Огудалова сравнивает себя с игрушкой, которой управляют другие люди. Героиня ощущает себя предметом купли-продажи, и эти ощущения по-настоящему тяготят умную и нравственную натуру Ларисы Огудаловой.

Раскрывая образ Ларисы Огудаловой, А.Н. Островский показывает, что для героини важными жизненными ценностями были свобода и любовь. Из-за внешних обстоятельств, связанных с социальными несправедливостями, Лариса Огудалова вступает в конфликт с самой собой. Мечтая об искренней любви, героиня говорит о том, что выйдет замуж за первого, кто ей предложит. Соглашаясь на брак с Карандышевым, которого она не любила и даже не уважала, Лариса Огудалова вычеркивала из своей жизни возможность вступить в искренние и взаимные любовные отношения, а также вычеркивала из своей жизни свободу, ведь в браке с нелюбимым человеком она бы не смогла чувствовать себя свободной и счастливой.

Пытаясь выполнить собственные условия, Лариса Огудалова хочет смириться с приближающейся жизнью вместе с Карандышевым, однако бунтующее «я» Ларисы Огудаловой не хочет связывать свою жизнь с нелюбимым человеком, который вызывает лишь презрение и отторжение. Вновь встречая Паратова, который уже однажды поигрался с чувствами Ларисы Огудаловой, героиня бросается в омут любви к нему снова. А. Н. Острвоский показывает, что Лариса Огудалова искренна в своих чувствах. Героиня любит Паратова, поэтому даже не хочет размышлять по поводу того, как ей поступить: остаться верной обещанию Карандышева, который выполнил условия Огудаловой и предложил ей выйти за него замуж, или отдаться любви Паратову, которого она искренне любила и которому она была готова простить предательство.

Казалось бы, внутренний конфликт оказался разрешен выбором Ларисы Огудаловой в пользу искренней любви к Паратову. Однако Паратов вновь предает Ларису Огудалову, и ее мучат настолько сильные душевные переживания, что она мечтает о смерти, которую вскоре и получает от рук Карандышева.

«Два капитана» - В.А. Каверин

С помощью образа центрального персонажа романа «Два капитана» Сани Григорьева В.А. Каверин показывает, что значит быть самим собой.

Во всем повествовании Саня Григорьев делает только те поступки, которые ему хочется делать. Главный герой не стремится показать себя перед другими людьми в лучшем свете, ему неважно, что о нем подумают окружающие люди, он делает лишь то, что кажется ему правильным. Еще школьником Саня Григорьев, чувствуя симпатию к Кате Татариновой, мог помириться с ее дядей Николаем Антонычем, с которым у них произошел конфликт из-за того, что Саня Григорьев рассказал учителю Кораблеву о том, что Николай Антоныч собирал против него школьный совет. Однако Саня Григорьев не сглаживает конфликт, а, наоборот, развивает его, обвиняя Николая Антоныча в причастности к гибели экспедиции капитана Татаринова. В.А. Каверин показывает, что Саня Григорьев никогда не отказывался от своих предположениях о виновности Николая Антоныча, несмотря на то что прошло большое количество времени. Писатель показывает те внутренние переживания, которые испытывал главный герой, когда Катя Татаринова отвернулась от него во время похорон ее матери. Саня Григорьев, несмотря на внешние обстоятельства и внутренние переживания, оставался верным самому себе. Спустя много лет, когда Саня Григорьев уже был взрослым человеком, ему удалось доказать свою правоту в том, что Николай Антоныч действительно причастен к гибели экспедиции на шхуне «Святая Мария».

Автор показывает, что перед Саней Григорьевым, когда он был еще ребенком, было множество примеров подлых людей, которые готовы были идти по головам ради достижения собственных целей, однако Саня Григорьев обращался к собственному «я» и самостоятельно приходит к выводу о том, что лично для него является хорошим и плохим. Он не стал одним из «любителей лакомых кусков», коими были Гаер Кулий, Николай Антоныч и Ромашов, чтобы добиться успехов в жизни. Благодаря поиску себя и обращению к собственному «я» главный герой пошел по пути нравственности. Для Сани Григорьева свойственны такие процессы, как самопознание и самосовершенствование. Смыслом жизни для центрального персонажа, пришедшего к самому себе, становятся любовные и дружеские отношения, поиск истины, служение Родине.

«Живи и помни» - В.Г. Распутин

В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» особое внимание уделяется внутренним терзаниям главной героини Настены.

Когда Настена узнала о дезертирстве своего мужа Андрея Гуськова, она оказалась перед нравственным выбором: раскрыть тайну дезертировавшего Андрея Гуськова, подвергнув его наказанию за военное преступление, или поддержать мужа ценой собственной жизни. Главная героиня вступает в конфликт с самой собой. В.Г. Распутин показывает, что Настена понимает, что ее муж поступил неправильно по отношению к Родине, находящейся в опасности, однако любовь к Андрею Гуськова для Настены сильнее справедливости. В конфликт вступает Настена как законопослушный гражданин и Настена как любящая жена. В этом конфликте побеждает Настена как любящая жена. Оказавшись перед нравственным выбором, Настена почти не думает о своем решение, она встает на сторону своего мужа, во всем его поддерживая и подвергая свою жизнь опасности. Настена осознает, что поступает неправильно, скрывая о дезертирстве мужа, однако для героини семейные ценности оказываются важнее, она уверена, что поддерживать мужа в любую минуту – ее обязанность как жены.

Внутренние переживания Настены связаны не только с тем, что она поддерживает мужа-дезертира, который совершил военное преступление, за которое ему грозит наказание, но и с тем, что поведение Андрея Гуськова по отношению к Настене кардинально меняется. Главная героиня заботилась о своем муже, ради встреч с ним ей приходилось идти на многие хитрости, Андрей Гуськов же с каждым днем вдали от общества начинает относиться к жене холодно и равнодушно. Автор показывает, что Андрей Гуськов думал лишь о собственном существовании, совершенно не думая о том, насколько тяжело приходится его жене Настене. Такое отношение собственного мужа не могло не расстраивать Настену, ее внутренние терзания усиливаются.

Когда война заканчивается, Настена не может чувствовать радость, потому что считает, что ни ее муж, ни она сама не заслуживают радости от конца войны, от которой спрятался Андрей Гуськов, от которой Настена прикрывала своего мужа. В.Г. Распутин показывает, что поступок дезертира Андрея Гуськова становится причиной внутренних терзаний главной героини. Ситуация становится настолько серьезной и, по мнению Настены, неразрешимой, что она кончает жизнь самоубийством, лишая жизни как себя, так и еще не рожденного ребенка.

«Горе от ума» - А.С. Грибоедов

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» особое внимание уделяется внутреннему миру центрального персонажа Чацкого, который противопоставлен внутреннему миру представителей фамусовского общества.

Раскрывая образ Фамусова и всех подобных ему, А.С. Грибоедов показывает, что для представителей дворянства смысл жизни заключался в социальном и материальном благополучии. В комедии показано, что фамусовское общество не смотрит на личные достоинства окружающих людей, для них важно положение человека в обществе и его материальная обеспеченность. Смысл жизни таких людей заключался в обретении богатства и получению наивысших чинов, которые бы подняли их авторитет среди окружающих. Яркий представитель дворянского общества Фамусов оказывается равнодушным к чувствам своей дочери, он сам выбирает ей жениха, обращая внимание только на его знатность и богатство.

С фамусовским обществом вступает в конфликт Чацкий. Он считает, что материальные ценности и социальный статус не могут быть смыслом жизни человека. Главный герой выступает за то, что каждый человек должен самосовершенствоваться, развиваться как умственно, так и духовно. Чацкий выступает не только за развитие отдельной личности, но и за развитие всего общества. Главный герой уверен, что его жизненным предназначением является борьба за лучшее будущее с помощью изменений общественных порядков. Неслучайно Чацкий говорит о том, что он рад служить, но ему тошно прислуживать. Главный герой не хочет прислуживать представителям несправедливого общества, он хочет служить обществу, делая его лучше.

В комедии также продемонстрирован внутренний конфликт центрального персонажа. То, что Чацкий, вернувшись в Россию, сразу же отправляется в дом Фамусовых, чтобы увидеть Софью, говорит о том, что любовь и семья занимают в жизни Чацкого особое место. Влюбленный в Софью Чацкий, находясь с ней по приезде в дом Фамусовых в довольно сложных отношениях, говорит про себя так: «Ум с сердцем не в ладу». А. С. Грибоедов показывает, что Чацкий вступает в конфликт с самим собой: умом он понимает, что с их последней встречи с Софьей прошло много времени, изменилась она и ее чувства к нему, но сердцем он все еще надеется на то, что Софья ответит взаимностью на его чувства. Разрешая внутренний конфликт, Чацкий в итоге слушает свой ум, после того как узнает о том, что Софья влюблена в Молчалина.

«Цифры» - И.А. Бунин

В рассказе И.А. Бунина «Цифры» повествование ведется от лица дяди мальчика Жени. Он рассказывает подросшему племяннику о случае из детства Жени: произошедшем между мальчиком и дядей конфликте. Особенностью повествования является то, что дядя-рассказчик рассказывает о тех чувствах и эмоциях, которые он испытывал в тот день, а также оценивает свое поведение, оглядываясь в прошлое.

Когда Женя, желая научиться писать цифры, попросил у дяди купить бумагу и карандаши, дядя сказал, что все магазины закрыты. Дядя-рассказчик признается, что соврал племяннику, потому что ему было лень идти в город за канцтоварами. Дядя довольно строго относится к не поверившему в закрытые магазины Жене, пытаясь аргументировать свой поступок тем, что баловать ребенка нельзя. Из-за того что Женя смотрел на происходящую ситуацию глазами ребенка, а дядя – глазами человека взрослого, конфликт между ними начинает разрастаться.

Только спустя время дядя-рассказчик осознал, что в тот день он, придумывая отговорки и пытаясь убедить самого себя в правильности своих действий, отобрал у Жени возможность реализовать свою мечту, ведь научиться писать цифры было для Жени искренним желанием. Спустя время дядя осознает, что в тот день совершил «великий грех». Анализируя собственные поступки в тот день, дядя-рассказчик понял, что совершил тогда ошибку: считая желания племянника прихотью разбалованного ребенка и желая показать Жене, что не все мечты человека исполняются по щелчку пальца из-за столкновения с реальной действительностью, дядя, который не мог понять, что у мальчика есть свои чувства и эмоции, желания и мечты, поранил детскую душу.

И.А. Бунин демонстрирует процесс самопознания и самосовершенствования. Дядя-рассказчик неравнодушно относится к конфликтной ситуации со своим племянником. Беседуя с повзрослевшим Женей, он довольно подробно описывает детали конфликта и чувства участников конфликта, что говорит о том, что дядя часто думал о произошедшем, разговаривал с самим собой и вынес из этой ситуации определенные уроки. Внутренние терзания дяди-рассказчика помогают ему понять истину и признать свою неправоту. Автор рассказа показывает, что дядя-рассказчик не просто признает свои ошибки, испытывая стыд за свое поведение, но и рассказывает о ссоре самому Жене, будто исповедуясь перед ним.

«Телеграмма» - К.Г. Паустовский

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показаны терзания, происходящие в душе главной героини Насти.

В повествовании говорится о том, что девушка Настя была настолько занята работой, что не навещала свою мать Катерину Петровну целых три года. Соскучившаяся по своей дочери Катерина Петровна, предчувствуя ближайшую смерть, написала Насте телеграмму, в которой просила ее приехать навестить ее хотя бы на один день.

Увидев телеграмму от матери, Настя решила прочитать ее после работы. Прочитав телеграмму с просьбой приехать к старой и беспомощной матери, Настя подумала о том, что она не может бросить все свои рабочие дела. Прошло две недели с того момента, как Настя получила телеграмму от матери. Героиня получила новое послание, но уже от Тихона, который писал Насте, что Катерина Петровна умирает.

Когда Настя прочитала это послание, она почувствовала угрызения совести. Она начала задавать себе вопросы: как же так получилось, что она не обращала должного внимания на самого дорогого для нее человека? В повествовании отмечается, что Настя вдруг осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».

Героиня отправилась в деревню к матери, однако по приезде она узнала, что Катерина Петровна уже умерла. В деревню Настя приехала уже на второй день после похорон Катерины Петровны. После того как Настя навестила могилу матери, она проплакала всю ночь. К.Г. Паустовский не пишет о том, какие именно мысли волновали Настю, но то, что в ту ночь Настя много размышляла и многое поняла, очевидно. Писатель показывает, что Настя переживала по поводу того, что она не уделяла внимание своей матери, не проявляла к ней должную заботу. То, что Настя не смогла подарить своей умирающей матери последнюю встречу и попросить у нее прощение, по-настоящему тяготило ее.

Когда Настя уезжала из деревни, у нее были чувства «непоправимой вины, невыносимой тяжести», которые никто не мог снять с нее, кроме Катерины Петровны, перед которой Настя чувствовала огромную вину и у которой она уже никогда не могла вымолить прощения. Настя не могла найти оправдание своему равнодушному отношению к матери, не могла простить себя. К.Г. Паустовский оставляет свою героиню, но читатель понимает, что Настя будет винить себя в равнодушии к матери всю оставшуюся жизнь.

«Гамлет» - У. Шекспир

В трагедии У. Шекспира «Гамлет» большое внимание уделяется разговору центрального персонажа Гамлета с самим собой.

В тот момент, когда Гамлет узнает о том, что к убийству его отца причастны дядя и мать, рушится его жизнь, герой испытывает огромные внутренние переживания. Из беспечного юноши Гамлет превращается в человека, потрясенного жизненными трагедиями, несчастьями и разочарованиями. Автор показывает, что ситуация из жизни становится причиной того, что Гамлет вступает в беседы с самим собой, где он размышляет не только о событиях собственной жизни, но и о философских категориях бытия. Рассматривая семейную трагедию, Гамлет переходит от личного к общему. Он размышляет о жизни и смерти, силе и бессилии, времени и вечности.

В трагедии насчитывается большое количество монологов Гамлета, самым известным из которых является монолог «Быть или не быть?». Главный герой пытается найти самого себя и свое предназначение, поэтому задает себе многочисленные вопросы. Гамлету свойственен поиск истины, который сопровождается многочисленными размышлениями и думами.

Размышляя о семейной несправедливости и несправедливостях всего общества, Гамлет вступает в конфликт с самим собой. Внутренний конфликт становится двигателем сюжета всей трагедии «Гамлет». Герой постоянно сомневается в себе и своих выводах. В итоге Гамлет оказывается перед нравственным выбором: пойти на борьбу против несправедливой действительности или оставить все так, как есть.

Видя, что причинами его несчастья становятся общественные принципы, Гамлет решается на борьбу, отвергая вариант смирения. Однако месть виновнику смерти отца противоречит внутреннему миру героя. Неслучайно считается, что Гамлет – это человек размышлений, а не действий. Гамлет считается персонажем больше рефлексирующим, чем деятельным. Желание отомстить отходит на второй план, на первом плане оказываются размышления героя. Необходимость совершать определенные действия приводят Гамлета к борьбе с самим собой. У. Шекспир показывает, что по своей натуре Гамлет – философ, которого внешние обстоятельства заставили стать мстителем. И даже мстительные действия направлены на то, чтобы Клавдий, убивший отца Гамлета, сначала испытал душевные терзания, для Гамлета физическая смерть для Клавдия становится менее мучительным наказанием, чем его внутренние переживания.

«Три товарища» - Э.М. Ремарк

В романе Э.М. Ремарка «Три товарища» продемонстрированы внутренние миры представителей «потерянного поколения».

К участникам военных событий, которые остались в живых, относятся Роберт Локамп, Готтфрид Ленц, Отто Кестер. Все они являются представителями «потерянного поколения», так как каждый из них понимает, что у него нет будущего, оно «потеряно». Э. М. Ремарк показывает, что воспоминания о войне со всеми ее жестокостями мешают трем товарищам спокойно жить. Они постоянно находятся наедине со своими размышлениями и воспоминаниями о прошлом. Три товарища редко делятся друг с другом и с окружающими людьми своими размышлениями о том, что война погубила их души и судьбы, однако то, что эти мысли круглосуточно царят в головах героев, однозначно.

Внутренний конфликт представителей «потерянного поколения» Э. М. Ремарк демонстрирует не только на примере главных героев. Валентин, работающий в баре, который часто посещают три товарища, каждый день выпивает, тем самым отмечая то, что он выжил на войне. Автор романа показывает внутренний конфликт данного второстепенного персонажа: он осознает, что он получил возможность жить, чем могут похвастаться не все участники войны, однако радоваться этому Валентин не может, потому что понимает, что у него нет никакого будущего. Такие же чувства и эмоции испытывали и другие представители «потерянного поколения», неслучайно в повествовании дается множество эпизодов распития алкогольных напитков, с помощью которых герои хотели спрятаться от жестокой реальности.

В романе «Три товарища» показано, что представители «потерянного поколения» пытаются найти смысл жизни, который был потерян еще на войне. Они продолжают жить, общаться друг с другом, искать работу, но смысл жизни они так и не находят, который, по идейному замыслу Э. М. Ремарка, они никогда найти и не смогут. Последняя мысль выражена с помощью судьбы главного героя Роберта Локампа, который находит смысл жизни во взаимной любви к Патриции Хольман и теряет этот смысл жизни со смертью возлюбленной. Роберт Локамп теряет возлюбленную, которая умирает от туберкулеза, который проявился в военное время, лишается друга Готтфрида Ленца, который оказывается убитым будущим фашистом, оказывается без гоночного автомобиля Карла, который стал для трех товарищей настоящим другом.

Таким образом, сильная личность постоянно стремится познать саму себя, найти ответы на интересующие ее вопросы относительно собственного внутреннего мира.