Аргументы ЕГЭ по направлению «Война и мир»

Большинство людей предпочло бы всегда жить в мире, однако с древних времен периодически человечество сталкивается с войной. Почему же так происходит? Причин много, среди них: борьба за власть, деньги, землю. Возникает конфликт интересов и как следствие – война. Даже миролюбивым народам иногда приходится воевать, чтобы отстоять свои права, главное из которых – право на жизнь и свободу.

В литературе есть отдельное направление – антивоенное. Писатели и поэты стараются донести до читателей мысль, что война – это плохо. Но если не удалось ее избежать, то важно, несмотря на все, сохранить свое человеческое обличье. Герои произведений русской литературы часто показывают нам пример мужества и доброты.

«Война и мир» - Л.Н. Толстой

Название романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» говорит уже само за себя. Главная идея произведения – показать изменчивую сущность людей в разные времена. Не сложно казаться хорошим, когда ты живешь в мире, но война зачастую срывает маски с лжецов и трусов.

Один из главных героев Андрей Болконский добровольно идет на войну, чтобы доказать свою смелость, стать героем. Однако очень быстро его романтические иллюзии разбиваются о реалии настоящей действительности. Князь осознает, что кроме страха и потерь война ничего не несет.

Проходят через испытания и другие герои романа. Николай Ростов доказывает готовность к самопожертвованию ради страны и народа. Когда-то ветреная и наивная девочка Наташа Ростова в военное время преображается и помогает солдатам.

Автор приводит читателей к мысли, что война – это плохо, но посредством нее люди либо раскрывают свою гнилую сущность, либо проявляют свои лучшие качества – отвагу, милосердие, доброту.

По мнению автора, война не смогла победить русский народ, и даже наоборот сплотила его. Те, кто пережили ужас войны, не хотят, чтобы она повторилась.

«Сын полка» - В.П. Катаев

Валентин Катаев – русский писатель, автор замечательной повести «Сын полка». Катаев затронул сложную тему: дети на войне. Он показал, что война не щадит никого, будь то взрослый или еще ребенок. Однако идея автора такая, что сильные личности способны помочь общему делу, несмотря на возраст.

Дети живут в одном мире со взрослыми, и поэтому видят те же проблемы. Даже если маленький ребенок не всегда способен осознать причины войны, ему приходится сталкиваться с ее ужасами.

Главный герой повести Ванечка Солнцев потерял всю свою семью во время войны, еще будучи совсем ребенком. Его детство завершилось в тот момент, ведь ему пришлось стать не по годам взрослым человеком.

Судьба приводит мальчика к русским разведчикам. Взрослые жалеют ребенка и понимают, что ему не место на войне, поэтому отправляют его в детский приют. Но Ваня не разделяет мнения взрослых, он считает, что даже он может стать полезным для страны. Вскоре он сбегает с детдома и просится назад в батарею. Он добивается своей цели и отправляется в разведку.

Валентин Катаев показывает на примере главного героя, что советский народ выстоял в войне благодаря тому, что есть такие отважные люди, для которых даже возраст не помеха.

«А зори здесь тихие» - Б.Л. Васильев

Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие» показал, что война – это не только мужское дело. В бой вынуждены были вступать и хрупкие женщины. А ведь это противоречит женской созидательной природе, но война никого не щадит.

Главные героини произведения – пять девушек, каждая со своей непростой судьбой. Лиза, Соня, Женя, Рита и Галя – имена этих отважных женщин. Их объединила и сдружила война. Они молоды, их сердца хотят любви, но началась война, и появились другие приоритеты.

Героини чисты душой, не ищут выгоды в сложившейся ситуации. Поражает их готовность пожертвовать собой ради других людей. Говорят, что молодость и красота эгоистичны, но эти юные красавицы доказали обратное. Они выбрали для себя сложный путь – сражаться за мир, а не прятаться от войны. Героини борются с врагом по-своему, по-женски. Их командиру не всегда это нравится, но их методы все же приносят результат.

Несмотря на смелость, красоту и ум, никто из девушек не выжил. Но их жертвы не были напрасны, они внесли свой вклад в будущую победу над врагом.

Повесть до сих пор будоражит сердца читателей, потому что невозможно смириться с такой жестокостью войны.

«Судьба человека» - М.А. Шолохов

В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» показана сложная жизнь простого русского человека Андрея Соколова. У него была семья, дом, но все разрушила война. Он был несколько раз физически ранен и много раз морально.

О судьбе героя мы узнаем от его лица. Он не старается придать своему рассказу драматичности, наоборот его речь проста, без надрыва, что вызывает уважение. Он потерял все, кроме доброты и собственного достоинства.

В жизни Андрея было две войны: Гражданская война отобрала у него детство, а Вторая мировая война разрушила его семейное счастье. Но ни одна из них не отобрала у него человеческое лицо и гордость. Поэтому он стойко переносит все беды. А в плену ведет себя так, что даже немецкий офицер относится к нему с уважением.

Не стало герою проще и по окончанию войны, ведь вернувшись, он обнаружил, что никого из родных не осталось, а дом уничтожила бомба. Вначале он не знал, как жить, даже начал выпивать, но одна встреча вернула ему смысл жизни – встреча с мальчиком Ваней, такой же одинокой душой, как и он сам. Андрей усыновляет Ваню, и вместе они пытаются наладить жизнь.

«Судьба человека» - это рассказ не только о судьбе Андрея Соколова, ведь подобное было с миллионами людей.

«Василий Теркин» - А.Т. Твардовский

Александр Твардовский создал удивительную поэму «Василий Теркин». Многим она подарила надежду на победу в Великой Отечественной войне. Ведь с такими героями, как Василий, нельзя не победить врага. И хотя этот образ идеализирован автором, в нем каждый находил что-то близкое. Ведь Василий Теркин – это олицетворение всего борющегося народа, соединение лучших его качеств.

Главный герой поэмы показан человеком отважным, способным на самопожертвование ради свободы Родины, ради счастья людей.

Для Василия участие в войне было и долгом, и осознанным желанием. Он добровольно идет на фронт, чтобы помочь другим, а не показать себя - не ради славы или выгоды, а ради людей.

Его благородные порывы – это не только красивые слова, но и конкретные действия: герой взрывает самолет врага, идет на риск, чтобы позвать подмогу. Все поступки героя продиктованы желанием быть полезным.

В идеализированном герое поэмы автор соединил настоящие качества русских воинов.

Это произведение в первую очередь было адресовано солдатам для поддержания их духа, веры в победу над врагом.

«Три девочки» - Е. Верейская

Елена Верейская показывает в повести «Три девочки», как война забирает у детей их детство. В центре повествования судьба трех девочек: Наташи, Кати и Люси. Подруги живут по соседству, учатся в одной школе. Они беззаботны, как и положено детям, но в один миг все рушит война. Школы больше нет, и теперь их учителем становится жизнь. Девочки не поддаются бедам, наоборот, становятся сильнее: Люся из хохотушки превращается в организованную и ответственную личность, Наташа становится вдумчивой, а Катя обретает уверенность в своих силах.

Сложные времена не сломали героинь, не заставили потерять человеческое лицо. Их взгляд на жизнь стал взрослым, но душа осталась по-детски доброй. Девочки сплотились сами и сплотили близких вокруг себя, окружив их заботой. Коммунальная квартира, где они живут, стала большой дружной семьей.

Не только девочки, но и другие герои вызывают уважение. Например, доктор, который отдает почти весь свой хлебный паек больному мальчику.

Елена Верейская на примере героев повести «Три девочки» показала, как любовь и забота помогали людям выжить в страшное время войны.

«Сашка» - В. Кондратьев

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» написана спустя годы после войны. Автор за это время подвел для себя ее итоги и даже взглянул на некоторые нравственные проблемы с необычной стороны. Если в разгар военного времени сложно было представить, что можно посочувствовать врагу, то в этой уже послевоенной повести поднимается тема понимания человека, несмотря на то, на какой стороне он воевал.

Главный герой произведения – юный боец по имени Сашка. Ему удалось захватить пленного в схватке с врагом. Он отвел его к ротному, но тот не смог добыть у немца информацию. Поэтому было принято решение отвести пленного в штаб. Это задание поручили Сашке. По пути к месту назначения немецкий боец часто с опаской оглядывался на русского бойца. Главный герой понял, что пленный не верит ему, поэтому объяснил, как смог, что не собирается стрелять в безоружного человека. За время, проведенное наедине с пленным, Сашка с удивлением отметил, что враг на самом деле такой же обычный мужчина, как и он. К тому же немец вел себя достойно: не умолял его пощадить и не выдавал своих людей. По сути они были врагами только по вине войны, а по человеческим меркам они были сходны. Поэтому, герой помогает сохранить немцу жизнь, придя в штаб.

Автор поднял в повести сложный нравственный вопрос: возможна ли гуманность, когда идет война?

Направление «Война и мир» нашло свое отображение во многих русских произведениях. Писатели старались правдиво отобразить страшное военное время, но все же главный акцент делали на человеческих качествах героев. Несмотря на свою разрушительную силу, война не смогла отнять у настоящих людей их человеческое обличье. Народ выжил благодаря добрым и отважным героям, среди которых были и сильные мужчины, и хрупкие женщины, и даже смелые дети.