Аргументы ЕГЭ по направлению «Время перемен»

Социум, как и отдельный человек, подвержен изменениям. Изменения могут происходить внутри отдельной личности, которая может развиваться, а может и деградировать. Изменения могут происходить и в окружающей человека действительности, социальные и культурные изменения могут давать как положительное, так и отрицательное влияние на судьбу отдельного человека и развитие целого общества.

Проблема изменений, происходящих внутри человека и окружающей его действительности, отображалась во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

«Что делать?» - Н.Г. Чернышевский

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выражена мысль о необходимости общественных изменений.

Так как автор не мог говорить о революционерах открыто из-за цензурных соображений, он изобразил революционные настроения завуалировано, с помощью различных аллегорий. Мысли об идеальном будущем, к которому должны стремиться люди, выражены с помощью аллегорического сна Веры Павловны.

Н.Г. Чернышевский помещает в свое повествование «новых людей», которые по мировоззрению противопоставлены «старым людям», явившимися представителями современного писателю общества. «Новые люди», к которым относятся Вера Павловна Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов, идут к тому светлому будущему, которое отобразилось во сне Веры Павловны.

Во сне Веры Павловны изображен прекрасный мир, в котором есть только мир, покой и гармония. В этом мире нет разницы в правах мужчин и женщин, все люди независимо от пола равны между собой. Они не рабы, а полноценные личности. Все люди являются частью одной большой семьи, в которой нет места конфликтам и спорам, а есть место только для мира, дружбы и любви. В мире сна Веры Павловны все люди ценят и уважают труд, который становится настоящим удовольствием. Равенство людей и свобода, приводящие каждого человека к счастью, – вот основные принципа мира из сна Веры Павловны.

Н.Г. Чернышевский уверенно выражает мысль о том, что к такому идеальному будущему способны прийти «новые люди». По мнению автора, «новые люди» способны превратить сон Веры Павловны в реальность. С помощью образов «новых людей» писатель поднимает проблему общественных изменений. В романе ярко выражен призыв людей к тому, чтобы идеальный мир из сна Веры Розальской наступил в действительности как можно скорее. Писатель выражает свою позицию явно: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести...».

Кроме изображения «новых людей», которые приходят на место «старых людей», коими являются мать Веры Павловны Марья Алексеевна и семейство Сторешниковых, Н.Г. Чернышевский говорит о Рахметове, который является «особенным человеком». Данный персонаж является авторским идеалом, поскольку Рахметов готов на самопожертвование ради общественного блага. В образе Рахметова показан переход от «новых людей» к более важной общественной категории – к «особенным людям».

«Война и мир» - Л.Н. Толстой

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» особое место занимают внутренние изменения, происходящие с Андреем Николаевичем Болконским. На протяжении всего повествования показано, как князь Андрей ищет свое предназначение, ищет собственное «я».

Будучи знатным и весьма богатым представителем светского общества, Андрей Болконский тяготится своим существованием. Он несчастлив от того, что он вынужден находиться в лживом и лицемерном обществе. Князь Андрей имеет в своей жизни то, о чем мечтают многие его современники, однако для Андрея Болконского его существование не приносит никакого удовольствия.

Желая избавиться от нахождения в ненавидимом обществе и найти себя, князь Андрей отправляется на войну, где, по его мнению, и проходит настоящая жизнь. Л.Н. Толстой показывает, что князь Андрей, ушедший на войну, идеализирует и романтизирует ее, считая, что война – это место для совершения различных подвигов, которые бы сделали Андрея Болконского настоящим героем. Князь Андрей мечтает о «своем Тулоне», то есть ждет такого военного случая, который стал бы блестящим началом всей его карьеры.

Однако отношение Андрея Болконского к войне и к Наполеону, которого герой идеализировал, меняется в результате одного военного события, которое заставляет Андрея Болконского совершенно по-другому посмотреть на окружающую действительность и собственную жизнь. Лежа под небом Аустерлица, раненый князь Андрей начинает задумываться над тем, что война – это не игра, а самое страшное, что может быть на свете. Понимает Андрей Болконский и то, что был не прав относительно личности Наполеона, теперь он кажется ему жалким человеком.

Вернувшись с войны домой, разочарованный в прежних идеалах Андрей Болконский вновь предпринимает многочисленные попытки найти себя. То он ставит в приоритет заботу о родившемся сыне, то начинает заниматься государственными делами, то отдается любви к Наташе Ростовой. Жизненные приоритеты Андрея Болконского меняются, потому что он не может найти то, что ему будет приносить безоговорочное счастье. Наконец, князь Андрей находит собственное предназначение: защищать Родину в трудные для нее времена. Когда начинается Отечественная война 1812 года, Андрей Болконский отправляется на нее. Л.Н. Толстой делает образ князя Андрея не статичным, а динамичным, показывая, что герой находит собственное «я» только после нескольких смен взглядов на жизнь.

«Недоросль» - Д.И. Фонвизин

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показан конфликт между теми, кто выступает за перемены, и теми, кто боится перемен.

Положительные герои Стародум, Правдин, Милон и Софья выражают авторскую позицию. Они выступают против чинопочитания, против значения социального статуса, против помещичьего произвола. Положительные герои считают, что человека нужно оценивать не по положению в обществе, не по количеству крепостных, не по материальным средствам, а по внутренним качествам. Выступающие за общественные изменения герои ценят образование, считая, что оно должно быть не формальным, когда человек учится, не получая при этом знания, а реальным, когда человек получает знания, которыми он будет пользоваться в действительности.

В образах госпожи Простаковой, Митрофанушки, Простакова и Скотинина Д.И. Фонвизин показывает тех, кто не хочет никаких изменений. Даже больше: эти герои даже не задумываются о необходимости общественных перемен. Они живут той жизнью, к которой привыкли, и даже не думают о том, что можно жить и по-другому. Все члены семейства Простаковых и Скотинин привыкли к тому, что крестьяне им подчиняются, что в любой спорной ситуации виноваты только их слуги. Отрицательные герои привыкли обзывать крепостных и даже бить их. Простаковы и Скотинин не хотят изменений в обществе, потому что не хотят терять ту власть, которую они имеют. Отрицательные персонажи привыкли к своему всевластию, вседозволенности и безнаказанности, возможные изменения по-настоящему пугают их, ведь в случае смены традиций они останутся ни с чем и станут в обществе абсолютно никем. Члены семейства Простаковых и Скотинин привыкли к тому, что людей оценивают по положению в обществе, а до нравственных качеств, хорошего воспитания и образования никому нет дела. Боязнь и нежелание перемен, свойственное отрицательным персонажам, связано с невозможностью найти свое место в новом обществе, в обществе, которого коснутся перемены, людям, подобным Простаковым и Скотинину, не будет места.

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» авторская позиция выражена довольно четко. То, что Простаковым не удается заключить брак между Софьей и Митрофанушкой, то, что Простаковы теряют свою власть над поместьям, опекуном которого становится Правдин, говорит о том, что Д.И. Фонвизин выступает за общественные изменения.

«Студент» - А.П. Чехов

В рассказе А.П. Чехова «Студент» особое внимание уделяется изменениям, происходящим с центральным персонажем – студентом Иваном Великопольским.

Будучи сыном дьячка и студентом духовной академии, Иван Великопольский в страстную пятницу возвращается домой после охоты, которая по религиозным традициям в страстную пятницу была запрещена и считалась грехом. Подсознательно Иван Великопольский понимает свой грех, однако он пытается обвинить что и кого угодно, лишь бы не себя. Студент размышляет о том, что холод, голод, бедность являются атрибутами жизни русского народа во все времена его существования. А.П. Чехов показывает, что Иван Великопольский пытается думать об общественных несправедливостях, отгоняя мысли о том, что он ушел на тягу в неположенный для этого день.

Изменения внутри центрального персонажа происходят тогда, когда он оказывается у костра, у которого Иван Великопольский греет руки холодным вечером. Окружающая обстановка напоминает ему евангельскую историю о том, как холодным вечером, когда допрашивали его арестованного учителя Иисуса, апостол Петр грел руки у костра, а затем трижды бессознательно отрекся от Иисуса. Вспоминая тройное отречение Петра от Иисуса и сравнивая себя с Петром, Иван Великопольский полностью осознает собственный грех. А.П. Чехов показывает, что осознание своего греха и раскаяние в нем является первым шагом к перерождению. На то, что со студентом произошли внутренние изменения, указывают его мысли после того, как он продолжил путь: «<…> невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

В рассказе «Студент» показано, как Иван Великопольский, в начале повествования отошедший от Бога, отправившись на тягу в страстную пятницу, возвращается к вере. Можно сказать, что в начале повествования Иван Великопольский носит отрицательные характеристики, которые в результате внутренних изменений сменяются на характеристики положительные. Теперь главный герой, внутренне преобразившись, переходит от жизни материальной к жизни духовной. Теперь Иван Великопольский не пытался найти причины своих проблем и несчастий в окружающем мире, он искал ответы на свои вопросы в самом себе.

«Гроза» - А.Н. Островский

В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется «темному царству». Яркими представителями «темного царства» являются Кабаниха и Дикой. Писатель демонстрирует, что «темное царство» негативно относится к общественным переменам.

Кабаниха вступает в открытый конфликт с Катериной из-за того, что мировоззрение Катерины отличается от взглядов на жизнь жителей Калинова. Привыкшая к подчинению внутри семьи, привыкшая ощущать себя главной в семье, Кабаниха боится, что из-за влияния Катерины с вольнолюбивыми мыслями ее авторитет в семье подорвется, что она больше не сможет управлять жизнями своих детей Тихона и Варвары.

Кабаниха и Дикой являются типичными представителями патриархального строя. Эти самодуры привыкли к тому, что все окружающие люди подчиняются им и выражают им своей уважение. Подсознательно Кабаниха и Дикой понимают, что их время совсем скоро пройдет. Именно поэтому они так яро пытаются задержаться за то, что у них есть, именно поэтому они стараются контролировать, чтобы жители Калинова сохраняли традиции и жили в соответствии с ними. Кабаниха и Дикой искренне боятся того, что они потеряют свою власть и все то, что им позволяет жить так, как им хочется.

Эта боязнь перерастает в то, что Кабаниха открыто выступает против Катерины, которая явилась выразителем необходимости изменений в обществе. Кабаниха не просто боится потерять то, что у нее есть, она делает все возможное, чтобы в обществе не происходили перемены. Кабаниха нисколько не сочувствует Катерине, покончившей жизнь самоубийством, наоборот, она радуется ее смерти, ведь теперь ее главная опасность устранилась сама собой.

То, что Катерине, изменившей мужу Тихону, удалось показать всем жителям Калинова, что в семье Кабановых не все так хорошо, как всегда показывала Кабаниха, и то, что всегда подчинявшийся матери Тихон обвинил Кабаниху в гибели Катерины, выражает авторскую позицию. А. Н. Островский показал, что общество нуждается в масштабных изменениях, что старые порядки патриархального общества, построенные на принципах «Домостроя», уже изжили себя. Происходящее после самоубийства Катерины, символизирующего бунт против «темного царства», показывает, что совсем скоро Кабанихе придется непросто, ведь общественные перемены уже рядом.

«Дубровский» - А.С. Пушкин

В романа А.С. Пушкина «Дубровский» показаны изменения, произошедшие внутри центрального персонажа Владимира Дубровского.

Когда образ Владимира Дубровского только появляется в повествовании, о нем говорится следующее: «Будучи расточителем и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту». В начале повествования Владимир Дубровский представлен как типичный представитель дворянства, который ведет праздную жизнь, стремится к получению удовольствий и разбрасывается деньгами. Причем Дубровский разбрасывается деньгами, которые ему отсылает небогатый отец, в имение которого Дубровский не приезжал целых 12 лет.

Все меняется тогда, когда Владимир Дубровский получает письмо, в котором няня пишет о том, что отец Дубровского «очень плох» и что их имение переходит в руки Кирилы Петровича Троекурова. В повествовании отмечается, что Владимира Дубровского «терзала мысль потерять отца» и «ужасало положение бедного больного». Упрекая себя за беспечное отношение к собственному отцу, которого он уважал и любил, Владимир Дубровский, взяв отпуск, отправляется в имение. А.С. Пушкин показывает, что причиной внутренних изменений Владимира Дубровского становятся внешние события: болезнь отца из-за действий Троекурова.

Еще большие изменения в душе Владимира Дубровского наблюдаются после смерти отца и после суда, который постановил, что имение Дубровских теперь принадлежит Троекурову. Главный герой становится «благородным разбойником»: под его начальством находится группа крестьян, которая грабит привыкших к безнаказанности дворян. А.С. Пушкин показывает, что Владимир Дубровский стремится к справедливости. В романе показано, что из типичного представителя дворянства, жившего праздной и разгульной жизнью, центральный персонаж превратился в человека, который поднял бунт против дворянства.

Но и став «благородным разбойником», Владимир Дубровский не перестает меняться внутренне. Влюбившись в дочь Троекурова, для которого он готовил план мести, Дубровский отказывается от мести, потому что не хочет причинять боль своей возлюбленной. Также Дубровский понимает, что месть Троекурову не принесет ничего хорошего, только увеличит количество зла. Теперь Дубровский, вновь изменивший свои принципы, отказывается от проявлений зла.

«Палата №6» - А.П. Чехов

В повести А.П. Чехова «Палата №6» показаны изменения, происходящие внутри Андрея Ефимовича Рагина.

В начале повествования Рагин является начальником больницы и доктором, следящим за здоровьем душевнобольных из палаты №6. Герой видит те несправедливые явления, которые царят в больнице, находящейся под его управлением, однако он к ним остается весьма равнодушным. Из-за отсутствия сил и способностей для борьбы Рагин не может сделать хотя бы что-то против беззакония, творящегося в больнице. Видя окружающую несправедливость, Рагин все же покоряется тем принципам, в соответствии с которым живут представители общества, которое уже требует перемен. В начале повествования Рагин представлен как типичный обыватель.

На протяжении всего повествования А. П. Чехов показывает развитие личности Рагина. Он все чаще и чаще начинает задумываться над тем, что та жизнь, которую проводят окружающие люди, бессмысленна, пошла, пуста и ничтожна. Все то, что раньше приносило Рагину удовлетворение от жизни, начинает его мучить и тяготить. Еще большие внутренние изменения наблюдаются тогда, когда Рагин начинает беседовать с пациентом палаты №6 Громовым, который наталкивает Рагина на верные мысли и заставляет усомниться с собственных взглядах на жизнь. А.П. Чехов показывает, как из типичного обывателя, живущего по правилам несправедливого и пустого общества, Рагин превращается в совершенно другого человека, противопоставленного обществу. В повести показано своеобразное перерождение Андрея Ефимовича Рагина.

Когда Рагин оказывается в палате для душевнобольных, которой раньше управлял, он меняет свои взгляды относительно сущности свободы, боли и страдания. Если раньше Рагин считал, что свобода заключена в самом человеке, то, оказавшись в палате для душевнобольных, он понял, что человек нуждается не только во внутренней, но и во внешней свободе. Автор показывает, что Рагин мировоззренчески начал сближаться с Громовым, который выражает авторскую позицию. А. П. Чехов показывает, что Рагин меняет свои взгляды на некоторые явления, когда ему приходится не просто говорить о них, а столкнуться с ними лично. Автор демонстрирует, что взгляды Рагина меняются, когда его прежние представления о жизни сталкиваются с реальной действительностью.

«Евгений Онегин» - А.С. Пушкин

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» особое внимание уделяется образу Евгения Онегина, показаны его внутренние изменения.

В произведении как столичное, так и провинциальное дворянское общество изображено как толпа людей, которая живет праздной жизнью. Автор показывает, что за внешними картинами прекрасной и идеальной жизни общество скрывает пустоту и ничтожность. Представители дворянского общества настолько сильно обращают внимание на общественное мнение, что привыкли делать только то, что принято в обществе, дворяне привыкли быть похожими друг на друга, поэтому все индивидуальные личности воспринимаются ими как странные чужаки.

Сначала Евгений Онегин изображен как типичный представитель дворянского общества. Он день за днем посещает балы и светские мероприятия, где ухаживает за дамами. Жизнь его пуста и бессмысленна, чего пока он не понимает.

Затем Евгений Онегин разочаровывается в той жизни, которая раньше приносила ему удовольствие. А.С. Пушкин показывает, что внутри главного героя происходят изменения. Евгению Онегину быстро наскучило то, что все его дни жизни были похожи друг на друга. Он перестал понимать смысл того существования, которое ведут окружающие его люди. Фактически Евгений Онегин отвергает фальшивое и пустое светское общество, потому что понимает, что жизнь в соответствии с принципами такого общества не может принести счастье.

Отказавшись от светского общества, Евгений Онегин пытается найти собственное предназначение, однако у него нет той внутренней силы, которая позволила бы Онегину бороться с несправедливым и фальшивым обществом. А.С. Пушкин показывает, что Евгений Онегин понимает необходимость общественных перемен, но сам для совершения перемен ничего сделать не может. Для того чтобы стать счастливым, Евгений Онегин должен был не только понять порочность современного его общества, но и бороться против этого порочного общества. Поняв ничтожность общества, Евгений Онегин стал лучше тех безликих представителей общества, которые были словно под копирку, но изменения, произошедшие в душе главного героя, не привели его к бунту за перемены в обществе. Фактически Евгений Онегин внутренне отказывается от принципов общества, которое ему было противно, однако все равно остается под их контролем. А.С. Пушкин показывает неоднозначный характер Евгения Онегина, который своеобразным образом относился к возможным общественным переменам.

«Судьба человека» - М.А. Шолохов

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» особое внимание уделяется изменениям окружающей действительности, которые влияют на судьбу центрального персонажа – Андрея Соколова.

Первым событием, которое коренным образом меняет жизнь Андрея Соколова, становится гражданская война. Главный герой отправляется в Красную Армию, а все его родные и близкие – отец, мать и сестра – умерли голодной смертью. Андрей Соколов остается совсем один.

Обретает смысл жизни Андрей Соколов, когда он встречает девушку Ирину, женится на ней и у них появляются дети: сын и две дочери. Семья стала для Андрея Соколова самым ценным в жизни, она делала его по-настоящему счастливым человеком.

Однако внешние изменения вновь оказывают непосредственное влияние на жизнь Андрея Соколова. Когда начинается Вторая мировая война, главный герой вынужден оставить своих родных. Андрей Соколов отправляется воевать, чтобы защитить Родину от врага. Те события, с которыми сталкивается главный герой во время войны, закаляют его характер, Андрей Соколов убеждается в собственных нравственных ценностях.

Андрею Соколову удалось дойти до самого последнего дня войны. Однако семье главного героя выжить не удалось: жена и две дочери погибли, когда в 1942 году на дом упала бомба, а сын, также принимавший участие в войне, погиб прямо в День Победы. Андрей Соколов вновь остался один.

М.А. Шолохов, подчеркивая, что для Андрея Соколова счастьем была его семья, демонстрирует, настолько сильно на него повлияли изменения, происходящие в окружающей действительности. Война отобрала у главного героя все, что ему было дорого. В рассказе ярко выражена мысль о том, что изменения, происходящие в стране и в целом мире, сказываются на жизни каждого, кто оказался вовлеченным в эти события.

Однако изменений, происходящих внутри Андрея Соколова, почти не было. Конечно, участие в войне и потеря родных и близких не могла не сказаться на внутреннем мире Андрея Соколова, но, несмотря на войну и все трудности, с которыми пришлось из-за нее столкнуться Андрею Соколову, он остался человеком с сильным характером, человеком с добрым сердцем. Главный герой не озлобился на весь мир, а продолжал жить, несмотря ни на что. Он действительно ценил жизнь, которой война лишила многих его соотечественников. Андрей Соколов подарил свою заботу и любовь мальчику-сироте Ване, которого Андрей Соколов звал своим сыном. Главный герой вновь обрел смысл жизни.

«Прощание с Матерой» - В.Г. Распутин

Основой сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» является то, что деревню Матеру планируют затопить для строительства гидроэлектростанции.

В.Г. Распутин показывает, что внешние перемены, которые хотят совершить власти, негативно сказываются на душе каждого жителя острова. Жители Матеры не хотят покидать места, которые стали для них родными. Люди не хотят уезжать с острова, где прошла вся их жизнь, где похоронены все их предки. Автор особое внимание уделяет внутренним переживаниям всех тех, для кого новость о затоплении Матеры стала настоящим потрясением.

В повести показано, что старое поколение против грядущих изменений, ведь деревня для них многое значит, молодое же поколение равнодушно относится к затоплению острова и даже способствуют скорейшему прогрессу: многие представители молодого поколения сжигали собственные дома и даже чужие дома, мужики, которые работали по приказу вышестоящей власти, вытаскивали на кладбище кресты, надгробия и ограды. Многие представители молодого поколения радовались тому, что оказались причастными к общественному прогрессу, а также радовались новым городским квартирам, которые власти выдали всем жителям Матеры для переезда из затапливаемой деревни.

Повесть «Прощание с Матерой» также заставляет прийти к выводу о том, что изменения, происходящие в окружающей действительности, не всегда бывают к лучшему. Негативные изменения, связанные со строительством ГЭС, оказывают влияние не только на внутреннее состояние пожилых жителей Матеры, но и на общество в целом. Ради строительства гидроэлектростанции люди уничтожили целый остров со всеми растениями и животными. Желая изменить мир ради удовлетворения собственных интересов, люди уничтожают природу, что не может не сказаться на экологии, от которой зависит жизнь человека на планете. Конечно, общественный прогресс – это хорошо, но не когда ради него совершаются неправильные с моральной точки зрения поступки. В. Г. Распутин поднимает в своей повести проблему нравственной деградации общества, с которой в контексте всего произведения связана проблема прогресса. В повести ярко звучит призыв заботиться о природе, ведь каждый отдельный человек и общество в целом являются частью природы, при ухудшении состояния которой ухудшится и жизнь человечества.

«Книжный вор» - М. Зусак

В романе М. Зусака «Книжный вор» продемонстрированы изменения, происходящие во всем мире. Действие романа происходит в немецком городе Молькинг, начиная с 1939-го года. В центре повествования находятся развивающийся фашизм и Вторая мировая война.

В романе «Книжный вор» четко прослеживаются этапы развития фашизма. Когда в повествовании идет речь о Руди Штайнере, говорится о том, что в 1936 году Руди, вдохновленный примером чернокожего спортсмена Джесси Оуэнзе, отправился бежать стометровую дистанцию на стадионе, обмазавшись углем. Автор показывает, что тогда на поступок Руди Штайнера представители городской власти никак не отреагировали; если бы Руди Штайнер побежал свою стометровку, обмазавшись углем, через несколько лет, то последствия были бы уже другими.

В повествовании упоминается событие «Хрустальная ночь»; такое название получил еврейский погром. После него в Молькинге, как и во всей Германии, начинают наиболее ожесточенно расправляться со всеми евреями. В дальнейшем повествовании говорится о колоннах евреев, проходящих через Молькинг. Количество этих колонн увеличивается ближе к финалу.

М. Зусак демонстрирует различные явления, с которыми сталкивались главные герои романа: вступление к фашистскую партию, молодежная организация Гитлерюгенд, спецшкола для «элитного слоя немецких граждан во имя фюрера», наступление Второй мировой войны, проходящие через город колонны с евреями, постоянные бомбежки. М. Зусак различными способами выражает мысль о том, что изменения, происходящие во всем человеческом обществе, не всегда приносят пользу, что эти изменения могут приносить несчастье как отдельным личностям, так и целому человечеству.

Главные герои романа Лизель Мемингер, Ганс Хуберман, Роза Хуберман, Руди Штайнер, Макс Ванденбург, Ильза Герман негативно относятся ко всем жестокостям, с которыми пришлось столкнуться поколению. Они остаются носителями нравственных качеств доброты, милосердия, самопожертвования и любви к людям. Внешние обстоятельства не меняют внутренний мир центральных персонажей: они остаются добрыми и проявляющими заботу к окружающим людям. М. Зусак на примере положительных персонажей показывает, что не все немцы были фашистами, выступающими за кровавые общественные изменения, применяя при этом физическую силу к тем, кто не согласен с новыми порядками.

«Три товарища» - Э.М. Ремарк

В романе Э.М. Ремарка «Три товарища» рассказывается о жизни людей, принимавших участие в Первой мировой войне. Главные герои – Роберт Локамп, Готтфрид Ленц, Отто Кестер и Патриция Хольман – часто вспоминают свое прошлое, которое не может оставить их в покое.

Автор показывает, как обстоятельства окружающей действительности влияют на судьбы людей. Когда во всем мире начинают происходить изменения, Локамп, Ленц и Кестер отправляются на войну, где видят огромное количество негативных явлений, которые буквально ломают психику молодых парней. Это и собственные ранения, и гибели своих товарищей. Эти картины навсегда остаются у трех товарищей в памяти, они не могут забыть свое прошлое и жить прежней жизнью, они не могут начать жизнь с чистого листа, потому что воспоминания прошлого следуют за ними повсюду. Герои не надеются на лучшее будущее, потому что они равнодушны как к будущему, так и к настоящему. События резко меняющегося мира заставили представителей поколения быть равнодушными к собственным жизням. Показывая жестокость войны и ее бессмысленность, ее величайшее негативное воздействие на всех участников военных действий, Э.М. Ремарк показывает, что не все общественные изменения приносят положительные результаты.

В центре повествования находятся судьбы «потерянного поколения». Так называли тех людей, которые в своей жизни успели только принять участие в войне. Из-за отсутствия образования и возможности получить хорошую работу, из-за тех воспоминаний, которые преследуют всю их дальнейшую жизнь, Роберт Локамп, Готтфрид Ленц, Отто Кестер и Патриция Хольман не могут жить, как им хочется.

Э.М. Ремарк демонстрирует перемены, происходящие в душе Роберта Локампа, когда тот встречает Патрицию Хольман. Любовные чувства к героине дают Роберту Локампу глоток жизни, он начинает видеть смысл жизни, потерянный еще на войне. Роберт Локамп и Патриция Хольман действительно счастливы вместе, несмотря на все события в стране. Однако Э.М. Ремарк подчеркивает мысль о том, что у «потерянного поколения» нет будущего. Патриция Хольман умирает от туберкулеза, который развился в военное время, и Роберт Локамп вновь теряет смысл жизни. О невозможности счастливого будущего о «потерянного поколения» говорит и смерть Готтфрида Ленца, причиной которой стал развивающийся фашизм.

Таким образом, по совершенно разным причинам происходят различные общественные изменения, а также внутренние перемены. Очень часто становление личности человека тесно связано с теми общественными событиями, которые застает человек. В какие-то моменты общество находится в такой стадии развития, которое требует изменений, в другие моменты человечество приходит к выводу, что некоторые изменения не привели общество к лучшему.