Аргументы ЕГЭ по направлению «Забвению не подлежит»

В истории нашего народа и в истории всего человечества есть такие события, которые оказали огромное воздействие на всех людей или на определенную группу людей. Забвению не должны подлежать те события и те деятели истории, которые оказали воздействие на целый народ и его представителей или на все человечество. Воздействие это может носить совершенно разный характер: положительный или отрицательный. Каждое поколение должно помнить о тех славных подвигах и о тех страшных явлениях, с которыми пришлось столкнуться определенному народу или всему человечеству.

О необходимости сохранения исторической памяти писали многие русские и зарубежные писатели, поэты и драматурги, произведения которых стали настоящими художественными памятниками определенным историческим событиям или историческим деятелям.

«Тихий Дон» - М.А. Шолохов

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» описываются многие исторические события. Сюжет охватывает довольно большой временной промежуток: с 1912 по 1922 годы. За это время успевают произойти следующие события: Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Данные события являются неотъемлемой частью истории русского народа; проходят года, но люди не забывают о том, что происходило в те времена. М.А. Шолохов демонстрирует, что исторические события, на фоне которых живут герои романа-эпопеи, оказывают воздействие на целое поколение и на каждого представителя народа. Даже больше: исторические события в «Тихом Доне» становятся не столько фоном, сколько основным двигателем сюжета. Первая мировая война, революция, Гражданская война становятся судьбоносными для жизни целого народа, поэтому для М.А. Шолохова было важно выразить мысль о том, что невозможно забыть эти исторические события.

В «Тихом Доне» особое место занимает военная проблематика. Автор романа-эпопеи демонстрирует «чудовищную нелепицу войны». М.А. Шолохов выражает мысль о том, что война – противоестественное явление, которое не имеет никакого смысла. С помощью различных описаний самих военных действий, а также с помощью рассуждений персонажей писатель хочет сказать как своим современникам, так и потомкам о том, что война бессмысленна и бесполезна для развития общества. В романе-эпопее показано, что многие люди даже не знали, за что они воюют, многие люди не хотели принимать участие в убийстве таких же людей. Все произведение наполнено желанием М.А. Шолохова высказаться относительно того, что нельзя забывать историю своего народа и что нужно учиться на ошибках прошлого, никогда более не совершая такие же ошибки.

Те события, с которыми пришлось столкнуться Григорию Мелехову, который в финале произведения потерял почти всех родных и близких людей, оставшись лишь с сыном Мишаткой, никогда ему не забудутся. Все исторические события, в которых пришлось участвовать центральному персонажу, не подлежат забвению как для самого Григория Мелехова, так и для целого народа, который был задействован в войне против других государств и в войне против представителей собственного народа. Никогда не забудут произошедшего те члены семейств Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Кошевых, Астаховых, которые остались в живых.

«Бородино» - М.Ю. Лермонтов

В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов обращается к такому историческому событию, как Отечественная война 1812 года. В центре внимания писателя оказывается Бородинское сражение. М.Ю. Лермонтов использует прием историзма, с помощью художественного произведения он демонстрирует историческое содержание эпохи Отечественной войны 1812 года. М.Ю. Лермонтов написал стихотворение в 1837 году в честь 25-летия победы русского народа в войне с французами. Обращение к реальному историческому событию и написание стихотворения в честь 25-летия победы говорит о том, что М.Ю. Лермонтов помнил о событиях прошлого, что он хотел продемонстрировать подвиг своего народа.

Стихотворение «Бородино» носит восторженный характер. Для М.Ю. Лермонтова было важно обратить читательское внимание на то, какой подвиг был совершен русским народом. Авторская позиция прослеживается через слова рассказчика, который принимал непосредственное участие в бородинском сражении, и через гордость рассказчиком своим народом, частью которого он является, и подвигом этого народа. О том, что бородинское сражение «забвению не подлежит», говорят следующие строки стихотворения, в которых ярко прослеживается авторская позиция: «Недаром помнит вся Россия // Про день Бородина!».

В словах «дяди»-рассказчика подчеркивается героизм русского народа. Рассказчик, которым является старый солдат, участвующий в бородинском сражении, большее внимание уделяет не военным событиям в хронологическом порядке, а тем чувствам и эмоциям, которые испытывали участники бородинского сражения. «Дядя»-рассказчик, беседующий с юношей, спустя года прославляет подвиги русского народа. Старый солдат, принимавший участие в бородинском сражении, ведет диалог с юношей не столько от своего лица, сколько от лица целого поколения; рассказчик выражает присущую для всех участников сражения мысль о том, что они никогда не забудут эти события, как не забудет их целый русский народ. М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что бородинское сражение останется незабытым, ведь русский народ из поколения в поколение получает информацию о тяжести того времени и о том могущественном подвиге, который совершили представители русского народа, не желающие сдаваться врагу. В стихотворении подчеркивается необходимость сохранения памяти о таком значимом для русского народа историческом событии, как Отечественная война и в частности бородинское сражение.

«Медный всадник» - А.С. Пушкин

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» особое место занимает образ Петра I. Писатель размышляет о Петре I как об историческом деятеле, который оказал огромное влияние на развитие целого российского государства. Во вступлении поэмы происходит обращение к совершенным царем Петром I преобразованиям. Автор поэмы демонстрирует, каково значение личности Петра I в развитии русского государства.

В соответствии с принципом двоякого раскрытия образа правителя в повествовании, Петр I, с одной стороны, представлен как царь-преобразователь. Авторская позиция относительно реальной исторической личности Петра I такова: А.С. Пушкин с уважением высказывается о Петре I за то, что он выступил в роли преобразователя. Именно Петр I становится тем, кто сделал все, чтобы «в Европу прорубить окно». В поэме выражается мысль о том, что Петр I, желая построить новый город Санкт-Петербург с выходом к морю, стремился к преобразованиям в таких областях, как внешняя политика и внешняя экономика. Петр I хотел установить деловые отношения с европейскими государствами, чем не могла похвастаться Россия до этого. Выход к морю, который давал построенный Петром I Санкт-Петербург, позволял России вести торговлю с европейскими странами, что, несомненно, повышало авторитет России на мировой арене. А. С. Пушкин, говоря сначала о петровских замыслах строительства города с выходом к морю, а затем об успешных в этих замыслах результатах, показывает, что Петр I действительно смог перевести Россию на новый уровень, смог повысить ее авторитет не на словах, а на деле. Писатель подчеркивает значение строительства Санкт-Петербурга – «Петра творенья» – для развития государства и дальнейших преобразований.

А.С. Пушкин подчеркивает благоприятный характер преобразовательной деятельности Петра I. О деятельности Петра I знают все дальнейшие поколения, так как эта деятельность сильно повлияла на развитие государства. Обращаясь к преобразовательной для всего государства деятельности Петра I, А.С. Пушкин выражает мысль о том, что деятельность этого царя-преобразователя никогда не забудется, о ней всегда будут помнить, и сам А.С. Пушкин с помощью своего художественного произведения сделал все возможное, чтобы о деятельности Петра I действительно помнили. До сих пор русский народ, рассуждая о деятельности Петра I, вспоминает строки из поэмы «Медный всадник», которые уже стали афористичными: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…».

«Сотников» - В.В. Быков

В.В. Быков в своей повести «Сотников» обращается к временам Великой Отечественной войны. Писатель поднимает проблему жестокости войны, при которой одни люди воюют с такими же людьми, ранят их и убивают. Повесть «Сотников» становится памятником тех страшных событий, с которыми пришлось столкнуться русскому народу.

Центральными персонажами становятся Сотников и Рыбак. Повествование построено на принципе сравнения и противопоставления: и Сотников, и Рыбак – представители советского народа, участники Великой Отечественной войны, состоящие в партизанском отряде, однако в одной и той же жизненной ситуации Сотников и Рыбак поступают по-разному. Герои оказываются в плену у полицаев, которые перешли на сторону немцев. В. В. Быков показывает, что война демонстрирует истинное лицо каждого человека. Оказавшись перед нравственным выбором, Сотников и Рыбак принимают разные решения.

Сотников отказывается выдавать какую-либо информацию о своих соотечественниках. Сотников не боится отдать ради Родины свою жизнь, и он действительно лишается жизни. В.В. Быков подчеркивает, что честная смерть героя лучше бесчестной жизни предателя. Повесть «Сотников» становится художественным памятником тем людям, которые отдавали свои жизни, желая защитить и спасти Отчизну.

Но повесть «Сотников» становится художественным памятником и тем людям, которые совершили предательство по отношению к Родине. Рыбак, оказавшись перед нравственным выбором, не хочет умирать, поэтому соглашается сотрудничать с полицаями и немцами. В. В. Быков не только прославляет подвиг Сотникова как лучшего представителя советского народа на войне, но и осуждает низкий поступок Рыбака, который думал лишь о собственной жизни. В повести выражается мысль о том, что война – это страшное явление, в котором есть место не только для подвигов, но и для предательских поступков.

Рыбак, предавший Родину, не желая умирать, планировал сбежать из плена, однако ему это сделать не удалось, как не удалось и повеситься после осознания своего предательского поступка. Рыбак остается в живых, теперь он обязан помнить о том поступке, который он совершил. Автор наказывает Рыбака, показывая читателю, что предательство Родины, когда она находится в действительно тяжелом положении, не может привести человека к благополучным результатам и счастью.

«Мастер и Маргарита» - М.А. Булгаков

Большинство глав романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящено описанию событий, происходящих в Москве, которая символизирует в повествовании всю Россию 30-х годов. В романе упоминаются постоянные аресты и доносы, а также наличие цензуры в творческом мире. Многие люди оказывались арестованными незаслуженно. Идеологическая обработка народного сознания, существование массового репрессивного аппарата – одни из проблем романа «Мастер и Маргарита». Многие люди, чтобы оказаться угодными власти, доносили на своих соседей и даже на близких людей, обвиняли их в «вредительстве» и подозревали в том, что они являются шпионами. В литературной среде, представленной в романе организацией МАССОЛИТа, создаются лишь те произведения, которые важны власти, те произведения, которые противоречат принципам власти, подвергаются критике, а авторы получают за них наказание.

В романе четко прослеживается мысль о том, что политический режим и события, происходящие в стране, не могут не оставить следа на жизни представителей народа. Жизнь каждого советского гражданина зависит от исторической эпохи. Жизнь героев-жителей Москвы зависит от единоличного правления И.В. Сталина.

Обращаясь к историческому периоду, о котором писатель знал не понаслышке, М.А. Булгаков демонстрирует читателям то, что было на самом деле. Роман «Мастер и Маргарита» наполнен различными фантастическими элементами, которые связаны с Воландом и его свитой, однако реалии московского в частности и советского в целом существования видны очень четко. М.А. Булгаков не мог говорить явно о сталинских репрессиях из-за цензурных преследований, однако время 30-х годов отражено в романе. Конечно, роман «Мастер и Маргарита» не мог опубликоваться в период правления И.В. Сталина, однако М.А. Булгаков не избавлялся от идеи показать истинную правду. С литературной цензурой, не позволяющей публиковать произведения, М.А. Булгаков был знаком очень тесно. На создание романа повлияли политические, творческие и личные трудности, с которыми столкнулся М.А. Булгаков.

Рискуя своей свободой и жизнью, писатель оставляет память о тех страшных событиях советской истории. Роман «Мастер и Маргарита» становится историко-литературным памятником эпохи 30-х годов. Булгаковский роман носит характер предупреждения, в нем видны советы, которые дает автор последующим поколениям.

«А зори здесь тихие» - Б.Л. Васильев

В основе повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» лежат события Великой Отечественной войны. Писатель хотел зафиксировать в своем художественном произведении факты военных тягот и подвигов представителей советского народа.

Центральными персонажами повести становятся 5 девушек: Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Б.Л. Васильев показывает, как 5 хрупких и невинных девушек борются за Родину, не боясь отдать ради нее собственные жизни. В повести не просто поднимается тема войны, а рассматривается война с точки зрения женщин, которым наравне с мужчинами приходилось выполнять тяжелую работу. Совсем молодые девушки, которые еще толком не успели пожить и обрести счастье, вынуждены были попрощаться с личной жизнью и пойти воевать, чтобы спасти Отчизну от врага. Б.Л. Васильев подчеркивает, что судьбы пяти главных героинь не единичны, женщин, принимающих непосредственное участие в военных действиях, было много. Все они храбро и отважно рисковали и жертвовали своими жизнями, желая помочь Отечеству.

С одной стороны, в повести показаны различные подвиги, которые совершены представителями советского народа, видно, что Б.Л. Васильев восторгается героизмом советского народа в борьбе с врагом. С другой стороны, автор повести демонстрирует трагические страницы истории всего народа. Б.Л. Васильев показывает, что людям пришлось столкнуться с бессмысленной, беспощадной и безжалостной войной, которая отнимала возможность жить мирной, счастливой жизнью, которая лишала людей близких и лишала людей жизни. Все пять девушек, о которых ведется повествование, погибли, защищая Родину. Повесть «А зори здесь тихие» стала художественным памятником Великой Отечественной войне, прославляющим героические поступки представителей советского народа и в частности героические поступки женщин на войне, напоминающим последующим поколениям об исторических событиях, с которыми пришлось столкнуться русскому народу, предупреждающим дальнейшие поколения избегать совершения таких трагических ошибок, которые были совершены при развязывании войны. Чтение повести «А зори здесь тихие» вновь напоминает читателям, в какое трудное время пришлось жить нашим предкам и какой огромный подвиг совершили сражающиеся с врагами представители русского народа.

«Два капитана» - В.А. Каверин

Центральным персонажем романа В.А. Каверина «Два капитана» является Саня Григорьев, судьба которого была тесно связана с судьбой капитана Татаринова. Капитан Татаринов был первым, кто доказал, что Земли Петермана не существует, он был первым, кто открыл землю, которая в дальнейшем получила название «Северная Земля», он был человеком, который «изменил карту Арктики». У Сани Григорьева долгое время не было никаких доказательств того, что капитан Татаринов совершил многочисленные географические открытия, однако он действительно хотел убедиться в своей правоте и доказать всем вокруг, что капитан Татаринов – по-настоящему героический человек, который очень многое сделал для своей страны. Саня Григорьев, который столкнулся с различными трудностями, когда пытался найти экспедицию капитана Татаринова, мог бросить все свои начинания, однако он этого не сделал. Главному герою было важно очистить имя капитана Татаринова от клеветы, продемонстрировать значение экспедиции на шхуне «Св. Мария» и восстановить доброе имя капитана Татаринова. Сане Григорьеву было важно доказать, что земля, которую назвали «Северной Землей», была открыта не Велькицким, как предполагалось из-за того, что экспедиции капитана Татаринова долгое время считалась пропавшей, а капитаном Татариновым, который назвал землю «Землей Марии». Саня Григорьев хотел, чтобы его поколение и последующие поколения знали об открытии, которое сделала экспедиции капитана Татаринова, и всегда помнили о нем. Автор романа показывает, что Сане Григорьеву свойственно стремление к справедливости и стремление к сохранению памяти о том открытии, которое совершил капитан Татаринов. Если Татаринов Николай Антоныч пользовался именем своего двоюродного брата для того, чтобы получить известность, то Саня Григорьев не преследовал корыстных целей и желал только одного: найти правду и доказать, что капитан Татаринов совершил многочисленные открытия.

То, что В.А. Каверин обращается к довольно необычной теме географических открытий, и то, что прототипом капитана Татаринова, как признавался сам писатель, являются известные исследователи Севера Г.Я. Седов и Г.Л. Брусилов, говорит о том, что В.А. Каверин хотел обратить читательское внимание на значение географических открытий, о которых представители человечества никогда не должны забывать, ведь эти открытия в большей или меньшей степени повлияли на жизнь каждого человека.

«Анна Снегина» - С.А. Есенин

С.А. Есенин в своей поэме «Анна Снегина» обращается к реальным историческим события. Действие поэмы затрагивает 1917 и 1924 года, то есть время, совсем недалекое для самого поэта. В «Анне Снегиной» четко прослеживаются темы революции и гражданской войны. С.А. Есенину удалось показать существующий в те времена конфликт между крестьянством и дворянством. Поэма становится объяснением тех причин, по которым произошли исторические события.

С.А. Есенин выражает собственную позицию относительно гражданской войны: это конфликт, который имеет братоубийственный характер, который облит кровью представителей одного и того же народа. В есенинском произведении показано, что война – жестокое, беспощадное явление, которое не может принести конкретному человеку, отдельному народу и целому человечеству пользу.

Через всю поэму проходят мысли, осуждающие гражданскую войну. Центральный персонаж Сергей говорит о том, что люди, принимающие участие в войне, будто игрушки, которые не имеют право самостоятельно выбирать те или иные действия, которыми управляют сверху. Главный герой высказывается по поводу того, что он не хотел воевать против представителей того же народа, что и он, не хотел воевать против таких же людей, как и он. Сергей называет себя «первым в стране дезертиром» и действительно гордится этим, ведь для него дезертирство – не предательство, а осознанный отказ от бессмысленной и беспощадной войны.

В поэме новая власть, пришедшая в результате революций, описывается С.А. Есениным иронически. У власти оказываются подобные Лабуте, которые умеют лишь обманывать окружающих людей и приспосабливаться к происходящим событиям.

В «Анне Снегиной» показано, что после революции изменилась жизнь каждого человека, однако изменилась она далеко не в лучшую сторону, ведь жизнь крестьянства не изменилась и стала еще хуже. В поэме подчеркивается мысль о том, что жизнь отдельного человека тесно связана с теми историческими событиями, которые происходят в стране и во всем мире.

Насильственные действий, связанные с революцией и войнами, осуждаются С.А. Есениным, потому что он видит, к каким негативным последствиям все эти явления приводят. Поэма «Анна Снегина» становится настоящим уроком для дальнейших поколений.

«Деревянные кони» - А.А. Лиханов

В повести А.А. Лиханова «Деревянные кони» поднимается тема войны.

В одном эпизоде продемонстрировано, как деревенские жители собственными силами воздвигли памятник тем людям, которые жертвовали своими жизнями во время войны с врагом. В повествовании показано, что жители деревни не стали ждать, когда представители власти станут инициаторами создания памятника участникам Великой Отечественной войны, жители сами захотели увековечить подвиг своих близких людей, которые принимали непосредственное участие в войне. Герои фиксировали на созданном памятнике фамилии, имена, отчества, дату рождения и дату смерти всех деревенских жителей, которые отдали свои жизни за Родину. Всего планок, на которых писалась информация о каждом жители деревни, было 64. В повести показано, что представители народа с помощью создания памятника хотели оставить память о тех страшных событиях, с которыми пришлось столкнуться всему русскому народу. Жители воздвигли не просто памятник, посвященный военным событиям, они воздвигли памятник, посвященный каждому жившему в деревне человеку, отдавшему жизнь во время войны за сохранение благополучия Родины. Желание создать памятник солдатам связано с желанием запомнить и передать последующим поколениям информацию о тех деревенских жителях, которые участвовали в войне. То, что к созданному памятнику пришли все жители деревни, говорит о том, что для них этот памятник играл действительно важную роль, что для них память о погибших в войне деревенских солдатах была особенно важна. Воздвижение памятника связано с искреннем желанием жителей деревни рассказать последующим поколениям о героических подвигах участников войны.

Мальчик-рассказчик, который наблюдал за людьми, пришедшими к созданному памятнику, отмечал: «Я содрогнулся: первый раз в жизни я видел такое горе. Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни». В повести выражается мысль о том, что всем поколениям необходимо помнить о военных событиях, чтобы осознавать, с каким горем и с какими трудностями приходилось сталкиваться людям во время войны. А.А. Лиханов подчеркивает необходимость сохранения исторической памяти и выражает мысль о том, что сохранять память о подвигах русского народа – обязанность и долг человека.

«Чемодан» - С.Д. Довлатов

С.Д. Довлатов в своем сборнике «Чемодан», состоящем из восьми рассказов, смог отобразить важную для русского народа историческую эпоху – эпоху застоя. Каждый рассказ назван по какому-то предмету одежды, все восемь предметов одежды – креповые финские носки, номенклатурные полуботинки, приличный двубортный костюм, офицерский ремень, куртка Фернана Леже, поплиновая рубашка, зимняя шапка, шоферские перчатки – главный герой Сергей Довлатов привез с собой в США из СССР. Сергей Довлатов смотрит на вещи, находящиеся в чемодане, и вспоминает различные случаи его жизни в СССР в эпоху застоя.

Так как каждый из восьми предметов одежды связан с определенной сферой деятельности, С.Д. Довлатову удалось продемонстрировать эпоху застоя с разных сторон. Центральный персонаж Сергей Довлатов в определенные периоды жизни занимается разными видами деятельности, встречается и контактирует с разными людьми. Герои сборника рассказов «Чемодан» – представители разных социальных прослоек того времени.

С.Д. Довлатов, рисуя довольно абсурдные истории из жизни Сергея Довлатова, демонстрирует абсурдность жизни в эпоху застоя. Воровство, бюрократизация власти, обвинения в шпионаже, борьба с инакомыслием, существование цензуры – это характерные признаки эпохи застоя, зафиксированные в сборнике рассказов. Автор показывает, что люди либо приспосабливались к существующим условиям жизни, которые были по-настоящему абсурдными, либо находили утешение в алкоголе, желая таким образом уйти от реальной действительности, либо уезжали из страны, не желая мириться с нелогичностью жизни в СССР. Главный герой Сергей Довлатов искренне пытается найти применение своим способностям в СССР, однако все попытки оказываются тщетными; в итоге Сергей Довлатов переезжает в США, и только чемодан с восемью предметами одежды напоминают ему о неудавшейся и нереализованной жизни в СССР.

С.Д. Довлатов в своем сборнике использует прием «псевдодокументализма». Это значит, что ситуации из жизни главного героя Сергея Довлатова не происходили с писателем в реальной жизни, однако все то, что описано в повествовании, вполне могло быть в жизни человека, жившего в эпоху застоя. То, что происходило с героем Сергеем Довлатовым, происходило с каким-нибудь другим человеком того времени. Это позволяет сказать, что в сборнике «Чемодан» зафиксированы некоторые характерные признаки эпохи застоя – эпохи, о которой нужно знать и помнить.

«Прощай, оружие!» - Э. Хемингуэй

Э. Хемингуэй в своем романе «Прощай, оружие!» обращается к проблеме «потерянного поколения». Автор размышляет о Первой мировой войне. С помощью реплик персонажей автор выражает мысль о том, что война – аморальное, бесчеловечное явление, которое калечит жизни всех людей: как тех, кто погиб во время непосредственно военных действий, так и тех, кто остался в живых с воспоминаниями о тех страшных событиях, с которыми им пришлось столкнуться. Э. Хемингуэй демонстрирует тесную связь жизни человека и тех исторических событий, которые происходят в стране и в мире.

В романе высказываются мысли о том, что война необходима только представителям власти, представители же простого народа ненавидят войну и не хотят в ней участвовать. Писатель выражает мысль о том, что люди, развязавшие войну, заставляют представителей простого народа участвовать в братоубийственных действиях, не оставляя им шанса на счастливую личную жизнь. Сначала центральный персонаж Фредерик Генри, будучи лейтенантом, то есть непосредственным участником военных действий, который добровольно стал частью итальянской армии, не задумывается о бессмысленности войны, однако со временем эта истина становится для героя очевидной.

Главный герой Фредерик Генри больше не хочет убивать других людей, он хочет попрощаться с оружием, которое символизирует участие в бессмысленной и беспощадной войне, он стремится обрести счастье вместе со своей возлюбленной Кэтрин Баркли, которая ждет от него ребенка. Однако Кэтрин Баркли умирает во время родов, и Фредерик Генри остается в одиночестве. У него нет счастливого будущего, его дальнейшая жизнь – бессмысленное существование. Автор показывает, что участники войны после всего пережитого не имеют возможности обрести счастливое будущее. Попытка Фредерика Генри уйти от трагичных страниц своей жизни и попытка обрести личное счастье, несмотря на прошлое, оказываются тщетными.

Э. Хемингуэй знал, о чем рассуждал в своем романе, так как он сам был участником Первой мировой войны. Все же роман «Прощай, оружие!» рассказал не историю одного человека, а историю целого поколения – «потерянного поколения». Произведение Э. Хемингуэя стало художественным памятником Первой мировой войны, стало выражением позиции многих представителей того самого «потерянного поколения», которые относились к войне отрицательно.

«Три товарища» - Э.М. Ремарк

Роман Э.М. Ремарка «Три товарища» – роман о так называемом «потерянном поколении». В повествовании описывается послевоенная жизнь участников Первой мировой войны. Несмотря на то что в повествовании говорится о послевоенном времени, военное время занимает в романе важное место.

Главные герои – три друга, три военных товарища: Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц. Все они являются представителями «потерянного поколения». Будучи еще совсем юными ребятами, они отправились на войну. Все то, что главные герои видели на войне, не отпускает их ни на минуту, даже если бы они этого захотели. Беспощадность войны, ужасы смерти, постоянный риск быть убитым – это то, что вспоминают представители «потерянного поколения», о котором идет речь в романе. Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц – это обобщенные образы, их жизни являются олицетворением судьбы целого поколения. Э. М. Ремарк демонстрирует, что война повлияла на жизнь каждого человека, что даже после окончания войны люди не могут жить прежней жизнью. Война со всеми ее страшными картинами – это то, что остается в памяти навсегда. «Потерянное поколение», не успевшее реализоваться в жизни, успевшее лишь только принять участие в войне, которая оставила незабываемые негативные эмоции, не имеет благополучного будущего, для них оно «потеряно». Герои рассуждают о том, что в их прошлом есть то, что мешает им жить.

В романе Э.М. Ремарка отображаются реально происходившие исторические события, о которых важно никогда не забывать. Роман «Три товарища» является своеобразным документом сразу трех эпох: эпохи Первой мировой войны, которая представлена как событие, в котором людей участвовать заставляют, послевоенной эпохи «потерянного поколения», когда люди не видят смысла в своей дальнейшей жизни, эпохи фашистского движения. Последняя тема заявлена не так ярко, как другие, она появляется ближе к финалу роману; Э.М. Ремарк, демонстрируя зарождающийся фашизм, задает вопрос, который можно назвать риторическим: есть ли благополучное будущее у тех, кто остался в живых после Первой мировой войны? Все три эпохи, которые являются в повествовании не фоном, на котором происходят действия, а двигателями сюжета, являются памятью о трагических и жестоких событиях, которые должны преподавать уроки человечеству.

Повлиявшие на жизнь и мировоззрения людей исторические события, во главе которых находились конкретные деятели, не должны забываться. И героические, и трагические события, связанные с историей народа и человечества, должны преподавать уроки современному поколению, которое в свою очередь должно передавать человеческий и в частности народный опыт своим потомкам.