Как написать итоговое сочинение?

Алгоритм написания итогового сочинения

Порядок действий при написании итогового сочинения включает в себя несколько ключевых позиций:

- вдумайтесь в смысл темы;

- определите в ней слова, содержащие суть;

- перефразируйте выбранную тему по-своему, как понимаете;

- сформулируйте вопрос к теме;

- ответьте на заданный вопрос, кратко, парой предложений, записывая свои мысли. Подобная запись может стать стартом, иначе говоря, вступлением будущего сочинения;

- займите противоположную позицию к высказанному, представьте, что ведете диалог с оппонентом и нужно убедить его в правильности своих рассуждений;

- вспомните примеры из литературных произведений, позволяющие доказать верность вашего суждения;

- расположите доказательства в логической последовательности;

- запишите их, оформляя в виде плана;

- работайте на черновике, излагайте свои мысли ярко, образно и убедительно;

- вернитесь к началу рассуждения и сравните, соотносится ли оно с тем, к чему вы пришли в ходе написания сочинения, в результате обращения к литературным источникам;

- сделайте выводы, напишите заключительную часть вашего сочинения;

- проверьте написанное на грамотность, обращая пристальное внимание на орфограммы и знаки пунктуации;

- перепишите в чистовик. Следите за почерком, избегайте излишних исправлений;

- еще раз перечитайте. Исправьте недочеты и ошибки, которые встретились после очередного прочтения.

Работа с черновиком и планом итогового сочинения

Черновик – чистые листы для записи возникающих по теме мыслей. Эти записи в последующем могут войти в итоговую работу не в полном объеме.

Черновики не проверяются и не учитываются при выставлении зачета, хотя их требуется сдать после экзамена.

Способов работы с черновиком несколько:

- некоторые ученики записывают на черновик всю итоговую работу, затем правят ее, а после переписывают в специальные бланки;

- другие же переписывают работу частями. Сначала доводят небольшой фрагмент текста до законченности на черновике, а затем уже переносят его в чистовик;

- а третьи сразу пишут весь текст в чистый бланк.

Третий способ, конечно, опасен: с первого раза написать идеальный текст невозможно, потребуется правка, а, значит, в готовой работе будет большое число исправлений. Этот вариант необоснован еще и по тому, что на написание итогового сочинения дается практически 4 часа, этого времени предостаточно, чтобы написать на черновик, а потом переписать.

Невозможно работать над сочинением без предварительного составления плана.

План – сжато сформулированные ключевые мысли, которые в дальнейшей работе будут представлены в развернутом виде.

План может быть выполнен нетрадиционно: схемой, в которой также прослеживается логика раскрытия темы и движения мысли.

В отличие от такого схематичного и краткого составления плана, он может быть и развернутым, схожим с конспектом, где описано все, что будет во вступительной и заключительной частях работы, намечены некоторые фрагменты, выписаны цитаты.

Композиция итогового сочинения

Композиция сочинения – логичное сочетание его основных частей, их смысловая соотнесенность. Оценка композиции является одним из критериев оценки всей работы.

Выделение частей сочинения традиционно и лишено новшеств:

- введение, ввод в выбранную тему, сообщение проблемы, скрытой за обозначенной темой;

- основная часть, непосредственно раскрывающая рассуждения автора в рамках выбранной темы, привлечение в качестве аргументов примеров из литературы;

- заключение, подводящее итог сказанному, обобщая все суждения и мысли.

В итоговой работе недопустимо отсутствие какого-то одного из названных элементов, иначе количество баллов по третьему критерию будет меньше, чем определено.

Как написать введение?

Что касается объема введения, то он небольшой – 60-70 слов. Обязательным условием является органичность введения с основной частью, как стилистически, так в смысловом плане.

Различают следующие варианты введения:

- Аналитическое. Содержит размышление над ключевым понятием темы, таким, как, например, великодушие или жалость.

- Биографическое. Данное введение состоит преимущественно из фактов биографии писателя, только именно таких, которые имеют отношение к поднятой проблеме.

- Цитатное. Введение, содержащее цитату, перекликающуюся с заявленной темой. Именно эта фраза и служит отправной точкой сочинения.

- Личностное. Отражает собственную позицию выпускника, его мысли и чувства по заявленной теме.

- Историческое. Представляет собой небольшой экскурс в определенную историческую эпоху, отражение разносторонних особенностей обозначенного времени.

Как написать основную часть?

Основная часть – отражение того, насколько понята тема. В этой части раскрывается конкретная тема, та, которую выпускник выбрал из пяти предложенных, поэтому дать какие-то универсальные советы не получится. Но все же можно отметить несколько основных моментов, на которые следует обратить внимание.

Текст должен иметь четкое абзацное членение. Причем, каждый отдельно взятый абзац необходимо посвящать одной микротеме. Нельзя начать абзац с одного, а закончить совершенно другим.

Важное замечание касается и предложений: они должны последовательно вытекать друг из друга. То есть каждое последующее предложение логически вытекает из предыдущего. Когда читатель несколько раз возвращается и перечитывает текст вашего сочинения, это говорит только об одном: нет согласования внутри абзацев и между частями текста, нет логики изложения. Отсюда и недопонимание.

И еще: пусть каждый новый абзац – это новая идея, но он все равно должен иметь логическую связь с тем, что вы сказали ранее, поэтому переходы от одного абзаца к другому должны быть четко продуманы.

Привлечение литературного материала – обязательное условие успешного написания итогового сочинения. Примеры из художественных текстов необходимы для аргументации заявленной позиции, поэтому знание литературных произведений должно быть на достаточно высоком уровне. Кроме этого, важно уметь включить их в свой текст. И воздержитесь от простого пересказа художественного текста, это недопустимо.

Следует отметить, что при подборе аргументов нужно исключать те, которые не связаны напрямую с темой.

Как написать заключение?

Заключение – итог работы, логичное завершение размышлений над выбранной темой. Эта завершающая часть сочинения должна иметь органичную связь со всем предыдущим текстом.

Отдельно подчеркнем тот факт, что вывод - не механическое повторение того, что уже было сказано ранее, а совершенно новая информация, содержащая обобщение.

У заключения, как и у введения, существуют различные варианты:

- Обобщение написанного. Такое заключение является самым распространенным и представляет собой возвращение к основной мысли.

- Риторический вопрос. Можно завершить сочинение вопросительным предложением, в частности риторическим вопросом. Подобная конструкция подчеркивает актуальность поднятой проблемы.

- Цитата. Такой вариант написания концовки сочинения также имеет место быть. Но следует помнить, что цитат, в полной мере отражающих тему, не так уж и много, поэтому важно не прогадать, а подобрать наиболее подходящую.

- Призыв к читателю. Обращение к читателю позволит еще раз сконцентрировать внимание на ключевой теме сочинения, попытаться с помощью размышлений изменить отношение к поднятой проблеме.

Типичные ошибки в сочинении

Грамотность написанного текста, конечно, играет не последнюю роль в итоговом сочинении. Критерий, в котором учитывается речевое оформление, идет пятым по списку.

К наиболее типичным ошибкам относят следующие:

- фактические;
- речевые;
- грамматические.

Названия говорят сами за себя, но все же рассмотрим их более подробно.

Фактическая ошибка – это искажение какого-либо факта, касающегося предметов, людей или событий.

Различают три вида таких ошибок:

- Искажение жизненных фактов. Обычно это относится к фактам биографии, возможно также неверное указание автора произведения.

- Искажение информации, представленной в тексте художественного произведения. Сюда относятся неточности в названиях географических объектов или имен героев.

- Неверная интерпретация текста. Выпускник искаженно понял ту информацию, которая содержится в тексте, либо по незнанию додумал ее сам.

Следующий вид типичных ошибок – речевые. В их основе лежит нарушение норм употребления или лексической сочетаемости слова. Назовем некоторые из речевых ошибок:

- употребление слова в несвойственном ему значении;

- лексический повтор;

- смешение паронимов;

- тавтология;

- употребление жаргонной и просторечной лексики;

- ошибки в употреблении фразеологизмов;

- нарушение лексической сочетаемости слов.

И последний вид ошибок, которые также встречаются в текстах выпускников, - грамматические. Грамматические нормы делятся на:

- словообразовательные;
- морфологические;
- синтаксические.

Нарушение любой из них ведет к грамматической ошибке.

Итак, наиболее частотны такие грамматические нарушения:

- ошибочное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами;

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

- неверное построение сложных предложений;

- ошибочное образование слов разных частей речи;

- нарушение согласования или управления;

- смешение прямой и косвенной речи.

Зачастую ошибки появляются в том случае, когда выпускнику не хватает времени переписать текст, поэтому так важно правильно распределить время на экзамене.