Всегда ли технологический прогресс во благо?

Технологический прогресс дает человеку новые возможности, поднимает его на более совершенный уровень жизни. Но за радужной картинкой скрываются негативные последствия. В вопросе влияния технологического процесса на человека не все так однозначно. В последнее время мы часто задаемся вопросом: а всегда ли он служит во благо? Над этим размышляли и многие писатели. Попытаемся найти ответ в литературных произведениях.

Возьмем для начала рассказ Андрея Платоновича Платонова «Песчаная учительница». В нем мы видим, как современные достижения стали настоящим спасением села Хошутово. Молодая учительница, Мария Нарышкина, приехала работать в пустыню. Но местные жители мало думали об образовании, у них были другие проблемы. Все их силы направлялись на борьбу с песком, изо дня в день уничтожающим посевы. Трудились даже дети. Мария поняла, что традиционные методы здесь не помогут, и решила найти выход из ситуации. Девушка стала изучать способы борьбы с песком, затем к этому занятию подключилось и все население. Общие усилия помогли внедрить новые технологии: люди высадили деревья, установили барьеры для защиты от песка, стали добывать воду и недорогое топливо. Все эти методы помогли повысить урожайность. Люди стали жить значительно лучше. Научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями помогли жителям пустыни увидеть перспективы. Если бы не новые технологии, ставшие настоящим благом, Хошутово бы просто-напросто погибло.

Но есть и другие примеры, совсем не такие благополучные. Обратимся к рассказу Евгения Ивановича Носова «Кукла». Рассказчик вспоминает годы, когда реки под Липино буквально кишели рыбой. Ее хватало всем жителям окрестных деревень. А что же он видит здесь сейчас? Омута затянуло, забило песком, залило. Мертвые, пустые места. Удочки даже не понадобились. Что же случилось? Как это произошло?

Использование пестицидов на полях привело к такому плачевному результату. Удобрения вместе с потоками дождевой воды и порывами ветра унесло в воду, тем самым нарушился экологический баланс, изменился микроклимат реки. Ничего уже здесь не напоминает о тех славных временах. Рыба вымерла. Люди нанесли природе непоправимый урон, а ведь хотели всего лишь применить новые технологии в сельском хозяйстве. Почему же так вышло? Не продумали до конца, не оценили все возможные риски, понадеялись на «авось». И технологический процесс стал бедствием для водной среды этого края.

Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что применение технологических инноваций может стать как благом, так и злом. При ответственном отношении, четком планировании технологии способны улучшить жизнь людей, стать спасением, помочь добиться необходимого результата. Безрассудное же их использование может привести к негативным последствиям. И тогда уже не приходится говорить о благах, скорее о зле, которое они причинили. Но, конечно, не сами по себе. А с легкой руки человека.


Смотри также: